Три года фискальной памяти
Парламент принял за основу законопроект №1231 "О верификации и мониторинге государственных выплат". В частности, предусматривается создание механизма взыскания незаконно выплаченных субсидий, когда субсидиант с помощью подачи заведомо неправдивой информации получил помощь со стороны государства. Но речь не только о субсидиях на оплату ЖКУ. Новая система контроля будет отслеживать получателей пенсий, стипендий и прочих социальных выплат. Здесь стоит отметить, что реального механизма взыскания незаконно полученных субсидий у государства до сего дня не было.
Верификация является универсальной системой просеивания получателей различных видов помощи и применяется во многих странах мира. С тем лишь отличием от Украины, что стала неотъемлемой частью социальной культуры взаимодействия индивида и государства, определенным универсальным правилом. У нас же она пока воспринимается как неприкрытая агрессия со стороны репрессивного государственного аппарата, и эффективный диалог власти и общества явно не задался, особенно в части пенсионных выплат и коммунальных тарифов.
Сама процедура верификации должна будет пройти три основных этапа. Превентивная верификация предусматривает первичную проверку заявлений на выплату субсидий, получение пенсий и т. д., которую проводит уполномоченный госорган, например Пенсионный фонд или управления социальной защиты. Второй этап — текущая верификация, или постоянный мониторинг получателя, проводится сразу после получения первых денег/субсидий от государства. Третий этап — ретроспективная верификация, или постконтроль на протяжении трех лет с момента завершения выплат, когда субсидиант по какой-либо причине утрачивает право на госпомощь: покупка в размере более 50 тыс. грн, рост доходов и пр.
Государство будет собирать информацию о субсидианте, которая сейчас хранится в банках, госреестрах и базах пограничной службы. Ключевые фильтры поиска: ФИО, дата и место рождения, паспортные данные, индивидуальный налоговый номер. Объекты поиска: открытые в банках счета и денежные остатки на них, банковские депозиты, активы, находящиеся в собственности (автомобили и прочие транспортные средства, земельные участки, недвижимость, в том числе жилая, большие покупки, количество пересечений границы и т. д.).
Хорошая идея на базе плохой модели
Динамика задолженности населения за услуги ЖКХ подтверждает наличие нескольких устойчивых закономерностей: в период максимального роста начислений (декабрь–март), что вызвано спецификой отопительного сезона, происходит рост долгов.
Возьмем январь как наиболее модельный месяц отопительного сезона: суммарная платежка в масштабах всего государства за ЖКУ в январе 2019-го составила 21 млрд грн, в то время как в январе 2018-го равнялась 14,5 млрд грн. Рост финансовой нагрузки на население составил 45%! При этом платежи населения выросли до 15 млрд грн (годом ранее были почти 10 млрд грн), то есть фактическая оплата увеличилась в полтора раза. Но даже при таком напряжении населения и субсидиарных статей госбюджета задолженность за первый месяц составила 6 млрд грн, увеличившись на 25% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года (4,5 млрд грн).
Видим, как срабатывает главный принцип тарифной антиутопии — чем больше платим, тем больше должны.
Итак, рост задолженности в зимний период не перекрывается переплатами летом, то есть в целом остаток по долгам является критическим для системы ЖКХ. В результате чего рождаются разные "интересные" идеи, например, о списании 10 млрд грн долгов предприятиям теплокоммунэнерго за потребленный ими газ и начисленные штрафы.
Модель с монопольно высокими тарифами и действующей системой субсидирования еще так сяк работает в аграрных областях с небольшими городами, где есть возможность перейти на индивидуальные системы отопления, но абсолютно неприменима в городах-миллионниках (Киев, Харьков, Днепр) и мегаполисах поменьше, таких как Одесса, Запорожье, Львов.
На данный момент 22,8 млрд грн — это долги населения за газ, 14,8 млрд грн — за отопление и горячую воду. То есть большую часть задолженности домохозяйств в размере 37,6 млрд грн составляют платежи, где газ украинской добычи является либо предметом купли-продажи, либо основным тарифообразующим элементом.
Таким образом, равно как искусственно завышенная цена на газ стала источником лавинообразного роста долгов населения за коммуналку, так и формирование справедливых тарифов на газ станет источником реструктуризации образовавшегося долгового клубка.
В масштабах всей страны население за период с января по август 2019-го заключило 44,1 тыс. договоров реструктуризации суммы задолженности за ЖКУ на общую сумму 347,4 млн грн. Сравним с суммами задолженности: разрыв — в сотни раз! За указанный период по договорам реструктуризации было заплачено населением 194,1 млн грн живых денег. Таким образом, потребитель частично демотивирован не только оплачивать текущие счета, но и погашать старые долги.
Нынешняя тарифная система сломалась в нескольких местах. Сумма задолженности почти достигает годового размера субсидий, заложенных в госбюджет на текущий год (47 млрд грн), то есть мы уже находимся почти на точке невозврата. Единственный фактор, который сдерживает рост задолженности, — это предвыборный аукцион субсидиарной щедрости государства, проведенный весной этого года, и низкие цены на природный газ на европейском рынке, которые позволили "Нафтогазу" начать снижение ценовых параметров на газ украинской добычи. При этом министр финансов уже заявила, что населению не стоит уповать на сокращение производных тарифов, в первую очередь на тепло и горячую воду. Способность потребителей услуг за счет летней передышки погашать зимние долги за тепло и газ уже исчерпана. То есть потребность населения в субсидиях останется на высоком уровне, формируя соответствующую нагрузку на госбюджет.
Начать сначала или вспомнить все
Анализ нынешней системы оплаты ЖКУ важен для нас по следующим причинам. У любой реформы должен быть четкий алгоритм действий. Применительно к субсидиарной политике речь идет о том, что вначале государство должно разработать адекватную ценовую модель на все базовые тарифы, учитывая фактор наличия газа украинской добычи и естественных монополий, которые заинтересованы в максимальном росте цен на свои услуги и в повышении платежеспособности потребителей за счет госдотаций. Адекватная тарифная модель может сама по себе сократить количество нуждающихся в субсидиях на 20–30%. Второй элемент системы — это создание мультимодального реестра субсидиантов, связанного с основными госреестрами и базами информации. Лишь после сокращения численности субсидиантов до 10–15% домохозяйств и запуска мультимодального реестра государство получит возможность не только проводить верификацию, но и селекцию субсидиантов. Но для повышения эффективности системы необходимо расширить ключевые фильтры верификации. Например, в центре Киева есть новые элитные дома, 50% жителей которых получают субсидию, в то время как их жилье на рынке оценивается в миллионы гривень. И в то же время жители хрущовок с минимальными доходами лишаются субсидии, потому что купили подержанный "Ланос" за 50 тыс. грн, чтобы ездить на дачу и вывозить выращенный урожай.
Верифицировать миллионы субсидиантов с помощью лишь цифрового сервиса невозможно, а содержать многотысячную армию социальных инспекторов государству не по карману. В то же время события в Эквадоре, где в результате сокращения топливных субсидий начались массовые протесты и правительство вынуждено было покинуть столицу, показывают, что в таком чувствительном процессе, как социальная политика, нужно максимально учитывать человеческий фактор, а обезличенные цифровые сервисы не всегда становятся единственно правильным решением.
Ну а пока населению стоит подготовиться к тому, что к понятию государственных выплат приравниваются и такие социальные платежи, как пенсии, а значит, "трусить" будут не только субсидиантов, но и пенсионеров. И студентов. И прочих льготников.
И самое главное. В принятом в первом чтении проекте есть формулировка: "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную финансовую и бюджетную политику, при осуществлении полномочий по верификации государственных выплат не требует согласия физических лиц на получение и обработку персональных данных". Эта норма прямо противоречит Конституции, зато она даст возможность государству узнать о субсидианте всю его подноготную.
Как показывает мировая практика, верификация позволяет выявить до 15% субсидиантов, которые намеренно искажали информацию о своем имущественном и/или финансовом положении. Для Украины нарушения связаны не так с недостоверными данными по банковским счетам, как с занижением реальных доходов на размер теневых поступлений и сокрытием больших покупок за наличные средства. В настоящее время в открытом доступе нет расчетов о том, сколько миллиардов гривень государству удастся сэкономить путем выявления недобросовестных получателей субсидий.
#Энергетика #Кабинет министров Украины #субсидии