Прогнозы Всемирного банка (ВБ) свидетельствуют, что из-за пандемии COVID-19 бедность в Украине может увеличиться еще на 4%, достигнув примерно 23% к концу 2020 года. «В Украине рискуют оказаться за чертой бедности миллион человек», — утверждают в ВБ. Удивляться прогнозу не приходится. Ведь не секрет, что к концу года началась вторая волна безработицы, ускоренно теряет свою покупательную способность гривня, растет трудовая эмиграция. Удивительно другое: именно в этот момент в самой Украине от наших соотечественников звучат призывы, из которых следует, что рыночная цена на электроэнергию для обнищавшего населения автоматически сделает его европейским и даже зажиточным. Причем такой способ решения проблемы вполне реален, ведь 31 декабря заканчивает свое действие Положение о специальных обязанностях участников рынка электроэнергии, сокращенно называемое ПСО. Поэтому о размерах будущих тарифов можно только догадываться…
Справка
Механизм ПСО состоит в том, что государство возлагает специальные обязанности на участников рынка («Энергоатом» и «Укргидроэнерго») компенсировать за свой счет разницу между социальным тарифом для населения и рыночной стоимостью электроэнергии.
Киловатт за одну копейку
Трудно себе представить, но это действительно так. Согласно августовскому ПСО, например, «Энергоатом» отпускает свою электроэнергию (приблизительно 50% от произведенной) для населения всего по 1 коп/кВт. (При сегодняшней себестоимости собственного производства 57 копеек.) Но население платит от 90 коп/кВт (за первые 100 кВт) до 1,68 грн. За что платит? Электроэнергию надо еще доставить и распределить. А еще тариф «Укрэнерго» на передачу электроэнергии должен покрывать недостачу средств «Гарантированного покупателя» по компенсации «зеленого» тарифа — по цене приблизительно 4,5 грн/кВт. Так сказать, нерыночный вклад нищего населения в возобновляемую энергетику за счет экономии на атомной. И, конечно же, средств не хватает. А аппетиты растут.
Так, чтобы обеспечить финансовую состоятельность НЭК «Укрэнерго» погашать задолженность перед производителями электроэнергии из возобновляемых источников, Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), с 1 августа увеличила тариф «Укрэнерго» на передачу электроэнергии сразу на 54,6% — с 155,4 грн/МВт·ч до 240,23 грн/МВт·ч (без учета НДС). А в декабре НКРЭКУ приняла тариф на услуги по передаче электроэнергии на 2021 год уже в размере 293,93 грн/МВт·ч.
Тем не менее, по итогам января—сентября 2020 года, убытки НЭК «Укрэнерго» достигли 28,6 млрд грн, увеличившись в третьем квартале на 10 млрд. Причем 86% общей суммы убытков «обусловлены необходимостью компенсации расходов на выполнение специальных обязанностей (ПСО), в частности, для населения и на покрытие «зеленого» тарифа перед ГП «Гарантированный покупатель».
Не лучше обстоят дела и у других государственных операторов рынка. Итоги их работы можно очень лаконично описать одним словом — «долги». Еще один год такого ПСО они вряд ли выдержат. Ведь источник компенсации перманентно нарастающей задолженности до сих пор не определен. И есть серьезное подозрение, что этим самым источником назовут простого украинца. Того самого, который в конечном итоге всегда платит за все и за всех.
Перекрестное субсидирование
Хомут субсидирования порядком натер шею и «Энергоатому». К тому же компания категорически не хочет мириться с несправедливым статусом убыточной. Итог года для нее неутешительный — 5 млрд грн убытков, при том что общий долг перед предприятием за поставленную электроэнергию достиг 24 млрд. Не дождавшись сигналов определенности от правительства, «Энергоатом» сформулировал для Кабмина свои предложения на следующий год. Компания рассчитывает продать 100% произведенной электроэнергии исключительно по рыночным ценам, как это делают другие негосударственные участники энергорынка. Она больше не хочет финансировать другие виды генерации через непрозрачные схемы. При этом свой доход-2021 компания оценивает в 80 млрд грн и обещает суммарно перечислить около 35 млрд в госбюджет, которые могут быть использованы правительством для балансирования рынка.
Не нравится перекрестное субсидирование и промышленным предприятиям, которым приходится покупать электроэнергию не по фиксированным, как для бытовых потребителей, тарифам, а исходя из сложившейся на рынке ситуации с учетом постоянного роста не только энергетической составляющей тарифа, но и стоимости доставки и распределения. Хотя не они главные компенсаторы социальных тарифов для бытовых потребителей, но если население будет платить больше, то они справедливо рассчитывают, что им электроэнергия достанется дешевле. Главный аргумент — бытовые потребители в Европе платят за электроэнергию в семь раз больше.
Бедный доплачивает за нищего
На самом деле, по данным Европейской комиссии за первый квартал 2020 года, средний тариф для бытовых потребителей с учетом всех налогов в столицах европейских стран (21,5 евроцента/кВт·ч) в четыре раза отличается от тарифа в Украине (около 5 евроцентов/кВт·ч). В семь раз отличаются тарифы только при сравнении Киева с Берлином, но в этом случае надо иметь в виду, что почти 60% тарифа на электроэнергию в богатой Германии составляют налоги. Но если сравнить со странами Восточной Европы, к которой относят Украину, тарифы отличаются значительно меньше. Например, в Софии, Будапеште тарифы в 2,3 раза, в Белграде — в 1,8 раза выше, чем в Киеве.
Однако нельзя не учитывать при сравнении значительно более высокую покупательную способность населения Европы. Так, средняя зарплата в странах, входящих в еврозону, составляет 1870 евро в месяц, что при нынешнем курсе соответствует 63546 грн. При этом средняя зарплата в Украине в октябре 2020 года равнялась 12174 грн, или в 5,2 раза меньше европейской. Теперь вернемся к Германии, где средняя брутто-зарплата за месяц (до уплаты налогов и социальных сборов) составляет 4 тыс. евро, или в эквиваленте 136 тыс. грн. В данном случае она превышает украинскую в 11 раз.
Так что европейцы на свою заработную плату даже при их высоких тарифах могут купить электроэнергии больше, чем работающий украинец по фиксированному государством тарифу с нашим перекрестным субсидированием. И при этом нам еще собираются поднять тариф, по неофициальным данным, минимум в 1,5 раза.
Хотя самое время украинцу не тарифы повышать, а зарплату, чтобы если не выровнять покупательную способность, то хотя бы выдержать восточноевропейские пропорции между получаемой зарплатой и приобретаемой электроэнергией. Уверен, население Украины только поприветствует приведение зарплат к рыночным европейским и тогда наверняка обеими руками проголосует за устранение перекрестного субсидирования. Только вряд ли от такого выравнивания выиграют те отечественные предприятия, основным конкурентным преимуществом которых до сих пор являются низкие заработные платы.
И давайте не забывать, что работающий украинец зарабатывает и на себя, и на получателя субсидий. Не зря же люди шутят, что субсидия — это когда бедные платят за себя и за нищих…
Комментарий
Глава парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус:
— Думаю, что ПСО будет продлено, но, вероятнее всего, несколько видоизменено. Считаю, что нам также следует двигаться к финансовому ПСО, при котором «Энергоатом» самостоятельно продает максимум электроэнергии и уже финансово покрывает возложенные на него специальные обязанности.
#Энергетика #тарифы