Президенту Владимиру Зеленскому теперь не до смеха. Бывший комик воинственно смотрит в камеру, когда объявляет о лишении лицензии трех телеканалов — ZIK, NewsOne и 112 Украина. Уже давно предпринимаются попытки разделить украинцев. «По этой причине мы должны сами учиться разделять — правду и ложь, хорошие намерения и эгоистичные интересы», — сказал он.
43-летний президент отвергает обвинения в введении цензуры. Речь идет не об ограничении свободы прессы, а о национальной безопасности, которая подрывается посредством лживой информации, сеющей раздор, отметил Зеленский. Президент здесь имеет в виду в том числе сообщения о якобы запрете русского языка или русскоязычного автора Михаила Булгакова. При этом Зеленский говорит по-русски и показывает шедевр Булгакова «Мастер и Маргарита», который он купил в ближайшем книжном магазине в Киеве.
Несмотря на это, разгорелся огромный скандал: телеканалы принадлежат Тарасу Козаку, бывшему топ-менеджеру таможенной службы, который теперь в украинском парламенте представляет «Оппозиционную платформу — За жизнь», одним из лидеров которой является человек из окружения Путина — Виктор Медведчук. По этой причине партия объявила о начале процедуры импичмента Зеленскому.
Даже если шансы на импичмент из-за большинства партии Зеленского «Слуга народа» в Верховной Раде невелики, это оказывает давление на рейтинг президента, на которого два года назад возлагали большие надежды. Согласно недавним данным опроса, его поддерживают 23 процента. Его партию — 22,2 процента респондентов, лишь немногим больше, чем «Оппозиционную платформу» (21,9 процентов).
Таким образом, в Киеве наблюдаются существенные колебания на политической арене. Зато в финансовом плане ситуация как никогда стабильная, и, по крайней мере, министр финансов Сергей Марченко может еще смеяться, отвечая на вопрос, является ли его должность для него работой мечты или работой из разряда «раба на галерах». Таким выражением российский президент Владимир Путин однажды охарактеризовал свою работу. «Профессия мечты, несмотря на кризис», — ответил Марченко.
Возможность дефолта, о котором в последние годы говорят все чаще, 40-летний политик отвергает. «На данный момент нет экономических оснований для дефолта, не ожидается их и в 2021 году», — сказал он изданию Handelsblatt. Дефицит бюджета составляет 5,5 процентов, однако есть ясность, как этот минус компенсироваться, отметил политик.
Также предсказуемы и выплаты кредитов в текущем году. «Самый большой объем кредитов, чуть более двух миллиардов долларов, мы должны будем выплатить в сентябре. До этого времени мы найдем возможность рефинансирования», — сказал Марченко.
Министру, вступившему в должность только в начале кризиса, на руку тот факт, что украинские облигации сейчас очень привлекательны.
Международные финансовые инвесторы бросаются их скупать, в том числе и в национальной валюте — гривне. Это облегчает Киеву ведение переговоров с МВФ и реструктуризацию госдолга в размере 84,2 долларов, 42,3 млрд. из которых приходятся на внешний долг.
Даже во время кризиса международные инвесторы после небольшого периода промедления начали расширять свой портфель, отметил Марченко. В 2020 году в страну должно поступить пять миллиардов долларов инвестиционных средств. Это связано, во-первых, с высокой доходностью бумаг в гривне в размере 15 процентов. Во-вторых, инвесторы видят тенденцию стабилизации ситуации на Украине.
Вместе с тем, одно сообщение, которое недавно еще больше подстегнуло интерес инвесторов, в меньшей степени обрадовало Марченко. По оценке агентства Bloomberg, покупателей неоднозначных украинских варрантов, которые страна вынуждена была выпустить в 2015 году для предотвращения дефолта, может ожидать в размере одного миллиарда долларов. Однократная выплата будет выше, чем некоторые вкладчики в общей сложности заплатили за свои бумаги.
Согласовано участие в будущем темпе роста
Связано это со структурой тогдашнего соглашения, когда кредиторы согласовали с Киевом списание трех миллиардов долларов в обмен на участие в будущем темпе роста украинской экономики. Если он составляет 3-4 процента, то они получают 15 процентов от суммы, превышающей показатель трех процентов. За все, что выше роста ВВП в четыре процента, кредиторы получают вознаграждение в размере 40 процентов, при этом доходы все еще ограничены одним процентом ВВП.
И все же Украина фактически наказывается за сильный рост, именно в ходе так называемого V-образного роста, как сейчас во время выхода из кризиса. Потому что в 2020 году, согласно данным правительства, было снижение на 4,5 процента, а в 2021 году ожидается рост в размере 4,6 процентов. Тем самым, держатели варрантов могут рассчитывать хотя и не один миллиард долларов, но все же на 17,5 миллиардов гривен, отметил Марченко.
Согласованные на тот момент условия «вызывают большие сомнения, потому что потенциально мы несем большую нагрузку по выплатам», отметил Марченко. Но бессонных ночей в связи с таким сценарием из-за текущего спроса на украинские облигации он все же не ожидает. К тому же сильный рост ВВП снизит нагрузку на госбюджет за счет повышенных налоговых поступлений и роста таможенных доходов.
#Финансы #МВФ #Владимир Зеленский #Сергей Марченко