Впервые этим летом в Украине мобильный оператор начнет выдавать платежные карты для своих клиентов. Банкиры уже опасаются, что телеком-компании могут создать для них конкуренцию в сфере платежей
Украинские мобильные операторы активно осваивают fintech-индустрию. Уже этим летом впервые в Украине мобильный оператор lifecell через дочернюю финансовую компанию Paycell начнет выдавать дебетовые карты. Опрошенные НВ Бизнес конкуренты заявили, что рассматривают запуск полноценных финансовых услуг. Банкиры опасаются, что мобильные операторы могут серьезно потеснить их в сфере платежей, заполучив молодых клиентов.
Как сообщили НВ Бизнес в lifecell, их материнская компания Turkcell инвестирует на первом этапе $2 млн в развитие fintech-направления в Украине. «Уставной капитал ООО «Пейселл» составляет 28 миллионов гривен. На данный момент у нас есть подписанное решение Turkcell об инвестировании 2-х миллионов долларов США в развитие наших платежных сервисов. Помимо этого, наша материнская компания не только напрямую инвестирует деньги, но и делится своими технологиями и ноу-хау, предоставляет поддержку и обучает наших специалистов, а также помогает с маркетинговыми активностями», - рассказал директор Paycell в Украине Александр Мартыненко.
Контекст
Финансовая компания «Пейселл» (ТМ Paycell) является дочерней компанией диджитал-оператора lifecell и входит в группу компаний международного телекоммуникационного оператора Turkcell. Последний обладает экспертизой во внедрении мобильных финансовых услуг, которые сейчас предоставляются под брендом Paycell в Турции, где уже более 5 млн пользователей платежных карт.
В сентябре 2018 г. ООО «Пейселл» (ТМ Paycell) получило в Украине статус оператора услуг платежной инфраструктуры (решение НБУ от 17.09.2018 г.). А в октябре 2018 компании была выдана лицензия НБУ на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов. Партнер-банк "Восток".
По данным НБУ, по итогам 2018 года операции по переводу средств с карты на карту (Р2Р-переводы) составили 465 млрд грн или 35,8% от всего объема безналичных операций, показав рекордный рост на 111%. Средний чек P2P-перевода - 1723 грн.
На втором месте безналичные операции – расчеты в Интернет - 32,6% или 423 млрд грн всего объема безналичных операций (рост на 30%). Средний чек – 361 грн.
Третье место заняли платежи в торговых сетях - 29,3% или 381 млрд грн от общего объема безналичных операций (рост на 43%). Средний чек - 242 грн.
По словам Мартыненко, на момент запуска пользователи Paycell смогут оплачивать более тысячи различных сервисов, начиная от популярной игры World of Tanks и заканчивая коммунальными услугами. Также можно будет совершать Р2Р-переводы между электронными кошельками, что позволит охватить и рынок международных переводов.
Услуга будет доступна на сайте Paycell, либо через мобильное приложение. «Там же пользователь сможет контролировать свои траты, пополнять кошелек при помощи банковских карт», - делится Мартыненко.
Платежная карта Paycell в Украине будет создана на базе инфраструктуры платежных терминалов НПС «Простир», которая сегодня насчитывает более 235 тысяч POS-устройств.
«Параллельно компания работает над тем, чтобы сделать оплату при помощи Paycell доступной в максимально возможном количестве мест как онлайн, так и офлайн, объединяя, где это возможно, технологии в сфере телекоммуникаций и платежных систем, - сказал Мартыненко. - Мы однозначно будем популяризировать наш сервис среди украинцев. Будут ли это классические кэшбэки, или регулярные акции вроде «pay and win», или что-то еще – наши пользователи смогут узнать уже из анонсов».
Для покупок также можно будет использовать деньги с мобильного счета. «Например, если у вас на мобильном 8 грн, а на карте - 10 грн, и вы что-то покупаете за 18 грн, то деньги сразу снимутся с карточного счета, а потом с мобильного», - объяснил Мартыненко.
Кроме того, как сообщила НВ Бизнес генеральный директор Paycell в Турции Мелике Кара в долгосрочной перспективе их дочерняя компания в Украине планирует осваивать рынок микрокредитования.
Что делают конкуренты lifecell
Как сообщили НВ Бизнес в Vodafone Украина, их компания также активно работает над расширением финансового сервиса, которым сегодня пользуется 280 тысяч клиентов, в частности, и платежного. Средний размер чека одного платежа составляет порядка 300 грн. При этом, средняя сумма платежей с мобильного счета выше, чем с банковской карты, отметили в Vodafone Украина. «C 2017 года работает финансовый сервис Vodafone Pay – это сервис с широким функционалом, который включает как оплату банковской картой, так и платежи с мобильного счета, возможность перевести средства с карты на карту», - рассказывает руководитель направления финансовых сервисов Vodafone Украина Дмитрий Коваль. - У вас может быть несколько карт разных банков – все они «уживаются» в нашем кошельке. Вы можете пользоваться iPhone или смартфоном на базе Android. Вы даже можете пользоваться любым другим украинским оператором– все равно вы можете пользоваться Vodafone Pay».
Компания, через которую Vodafone Украина предоставляет финансовые услуги, называется Global Money, банк партнер – Таскомбанк. При этом, в Vodafone Украина уточнили, что физические дебетовые или кредитные карты клиентам пока не выдаются. Пользователи Vodafone Pay рассчитываются либо со своего мобильного счета, либо с банковской карты любого банка - в Vodafone Pay интегрирован Masterpass (электронный кошелек Mastercard). «Мы анализируем существующий рынок микрокредитования, решение о целесообразности запуска такого продукта еще не принято», - сказал Дмитрий Коваль.
В Киевстар НВ Бизнес рассказали, что свой fintech-проект Смарт-деньги, предоставляющий более 2 тыс услуг и сервисов, оператор реализовывает через дочернюю компанию Стартмани. У нее есть лицензия НБУ на переводы, а банком-партнером выступает Альфа-банк. "Технологическое решение позволяет клиенту легко совершать безналичные платежи в любой точке Украины, используя баланс своего мобильного телефона, который может быть преобразован в электронные деньги национальной платежной системы Простир", - рассказал руководитель департамента мобильных финансовых услуг Киевстар Тарас Горкун. За полгода финансовым сервисом Киевстара воспользовались более 600 тыс припейд-абонентов, которые совершили 1 млн транзакций. При этом, пластиковые карты Киевстар не выдает, отметив, что есть возможность проводить оплаты с помощью кошелька Masterpass, как и в Vodafone Pay, а также использовать QR-метод инициирования платежа.
Потребительские кредиты в Киевстар пока тоже не выдают, но компания запустила портал, где будут собираться предложения проверенных финучреждений, выдающих микрокредиты, которые там же можно будет оформить онлайн. "То есть платформа представляет собой по сути агрегатор предложений от микрокредитных организаций", - сказал Тарас Горкун.
Отметим, что Monobank, позиционирующий себя как банк без отделений, также работает в связке с банком-партнером Universal Bank. Сооснователь этого банка Дмитрий Дубилет, сославшись на отсутствие времени, не смог прокомментировать НВ Бизнес появление нового игрока на этом рынке.
С кем будут конкурировать мобильные операторы
Основным конкурентом для Paycell Мартыненко видит все еще высокий уровень оплат наличными, который составляет более 50% платежей в Украине. «Национальный банк Украины разработал концепцию развития безналичных платежей – cashless economy, которую мы поддерживаем. Ведь в мире существует некая зависимость: чем более экономически развита страна, тем большую долю в розничных платежах занимают безналичные методы», - сказал он.
Преимуществом Paycell перед коммерческими банками, Матыненко считает, «почти 100-процентное географическое покрытие». «Это позволяет нам предложить удобное платежное решение на территории всей страны и сразу для огромного количества абонентов. При этом сделать это на основе технологий, которые намного дешевле для внедрения, нежели классические на базе банковских платежных карт, - уверен он. - В нашей стране до сих пор есть много сфер, которые, не предлагают альтернатив для оплаты кроме как наличными. Зачастую это сфера микроплатежей, например, транспорт. Метрополитен лишь частично покрыт решениями международных платежных систем. Также есть некоторые примеры решений для оплаты проезда в наземном транспорте с использованием банковских платежных терминалов, QR-кодов, валидаторов и так далее. Все же, это точечные решения: в одном городе, в одном конкретном виде транспорта, решение одного банка либо одной платежной системы».
Коммерческие банки пока не видят сильной конкуренции со стороны операторов, но в тоже время, опасаются, что они могут потеснить их в сфере платежей. «В области платежей со временем это будет достаточно серьезный игрок. Учитывая, что большинство операций проходит посредством электронных денег, что существенно экономит комиссионные, - сказал директор департамента розничного банкинга Укргазбанка Олег Кляпко. - Но, такая услуга не составит конкуренции для банковского рынка, который сейчас очень быстро развивается и совершенствуется. Такие услуги могут стать интересными для молодого поколения, но не станут основным критерием при выборе банка». Так, заместитель председателя правления ПУМБ по розничному бизнесу Себастиан Рубай отметил, что в случае с Paycell речь идет о новой бизнес-модели, которая отвечает на современные запросы клиентов: пользователи хотят осуществлять банковские операции, но не обязательно при помощи банка. "Уверен, банковский сегмент будет с большим интересом наблюдать за этой инициативой. На данном этапе пока рано говорить о конкуренции: для начала нужно понимать позиционирование карты и проанализировать первый клиентский опыт", - сказал он.
Если говорить о платежах с мобильного счета, то, по словам Тараса Горкуна из Киевстар, его компания видит также перспективу в развитии направления тикетинга (оплата проезда в транспорте с мобильного счета), распространения «кнопки оплаты» с мобильного счета непосредственно на сайтах мерчантов и маркетплейсах . "В целом, нацелены на те области, где необходима быстрая оплата мелких сумм, например, таких как он-лайн игры", - сказал он.
А Дмитрий Коваль из Vodafone Украина считает, что главными банковскими инструментами будущего станут именно смартфоны. «У телеком компаний – прекрасные перспективы для развития финтех-направления. Во-первых, мы делаем то, что не хотят делать банки ввиду существующих правил работы платежных систем, а именно - мелкие транзакции, - говорит он. - Во-вторых, телеком-компания знает о клиенте гораздо больше, чем банк. Мы умеем работать с bigdata и владеем прямыми каналами коммуникаций с клиентами. А банки, по его словам, будут продолжать использоваться как операционные платформы.
В то же время, Олег Кляпко из Укргазбанка считает, что затормозить резкое развитие fintech-направления мобильных операторо может то, что физлица не аккумулируют свои денежные средства на счетах мобильного оператора, а скорее пополняют счет по необходимости. «Непрофильным участникам рынка будет сложно переориентировать денежные потоки клиентов, например, научить ходить в магазин ради покупки за счет средств на мобильном телефоне», - считает он. И Себастиан Рубай отметил, что в Украине пока еще не было успешных проектов такого вида: "Правда, было несколько попыток создать ко-брендовый проект при участии мобильного оператора и банка, но ни одна из них не увенчалась успехом".
Между рынками стираются границы
Толчком для развития fintech-направления мобильными операторами были изменения в нормативные документы Кабмина, регулирующие телеком-сервис, что позволило операторам возвращать клиенту деньги, внесенные им на мобильный счет в формате финансовых сервисов, а также сбор в пенсионный фонд (7,5% от суммы пополнения), который платят клиенты при пополнении мобильного счета, рассказывает Тарас Горкун. "По сути, это налог на роскошь, который был введен и остается до сих пор в сфере телекома. Если бы этого не было сделано, то любой платеж с мобильного телефона был бы на налог дороже, чем любой альтернативный платеж и это «убило бы» любое желание у клиентов осуществлять и получать финуслуги с мобильного счета", - сказал он.
Дмитрий Коваль из Vodafone Украина также добавил, что процесс развития fintech-бизнеса мобильных операторов усложняет наличие двух регуляторов в этой индустрии. «Главное препятствие – сложное регулирование рынка. Этот рынок регулируют сразу два регулятора– НБУ и Нацкомфинуслуг. Согласованные действия обоих регуляторов значительно упростили бы выхождение на этот рынок», - резюмировал он.
С ним согласился Себастиан Рубай из ПУМБ. По его мнению, первая трудность, с которой столкнется fintech-проект lifecell в Украине - правовая. "Банковский сектор очень зарегулирован. Тут, скорее всего, мобильному оператору будет нужна экспертиза со стороны банка-партнера. Во-вторых, нужно понимать, как будет проходить процесс подключения клиентов – оформление такого рода банковских продуктов требует подписания документов в процессе физического взаимодействия с клиентом", - сказал он. Также, по его словам, нужно продумать способы пополнения/снятия наличных с карты. "Среднестатистический украинец не представляет свою жизнь без наличных, поэтому вопрос снятия и пополнения будет особенно актуальным, - уверен он. - Ну и последнее, но не менее важное, клиенту нужно объяснить, почему он должен пользоваться именно этим продуктом, а не классической банковской картой".
Ранее в интервью НВ Бизнес первый зампред правления НБУ Катерина Рожкова отмечала, что сейчас наблюдается тенденция размытия границ между рынками, поэтому регулятору нужно видеть целостную ситуация на рынке, чтобы ее контролировать. Для этого необходимо принятие закона о СПЛИТ, который предусматривает передачу функций Нацкомфинуслуг Нацбанку и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Также принятие этого закона ускорит внедрение евродирективы PSD2, которая даст возможность платежным системам, в частности, мобильных операторов управлять с разрешения клиентов их счетами, став финансовым эдвайзером на основе искусственного интеллекта.
#Финансы #финтех #финансовые услуги