Новый парламент показал гиперактивность осенью и принял немалое количество новых законов. Часть из них вступят в силу уже в 2020 году. Какие новации важны для бизнеса — рекомендации юриста
1. Контроль за расчетными операциями СПД на упрощенной системе налогообложения — больше, быстрее, сильнее
С 19 апреля 2020 года применение регистраторов расчетных операций (РРО) будет обязательным для плательщиков единого налога II−IV групп с годовым доходом 1 млн грн и больше.
Но из этого правила есть исключения. Для отдельных категорий применение РРО будет обязательным независимо от объема дохода. Речь идет о туристическом, гостиничном, ресторанном бизнесах, а также лицах, которые реализуют товары и услуги через интернет. Такие предприниматели должны будут применять РРО с 1 октября 2020 года. А уже с 1 января 2021 года РРО должны будут применять все без исключения плательщики единого налога II−IV групп.
В сентябре 2019 года этот законопроект вызвал бурю негодования среди упрощенцев, которые обеспокоились дополнительными расходами на РРО, усложнением расчетов по своим операциям с клиентами, значительными штрафами за неправильное проведение расчетных операций, некорректной работой системы учета данных РРО, которая администрируется ГНС.
Особенно сильно эта новация затрагивала крупнейшую в отечественном сегменте торговую интернет-площадку Розетка и ведущий частный почтовый сервис — Новую Почту.
Идеологи закона и представители ГНС успокаивают — новые нормы предусматривают программные РРО и единщики смогут выбирать, какой тип РРО использовать: классический аппарат или программный (в т.ч. приложения и соответствующие банковские сервисы — Ред.) Процедура регистрации РРО будет проходить в электронном кабинете путем получения фискального номера. Однако сбои в системе учета данных РРО никто не отменял, а некорректность ее работы повлечет дополнительную головную боль для ее пользователей.
Покупатели (потребители) товаров и услуг получают право контролировать подлинность и достоверность расчетных документов, а также подавать жалобы о нарушении порядка проведения расчетных операций. Уже с 1 октября 2020 года, в случае нарушении порядка проведения расчетов, они смогут подать жалобу и получить компенсацию стоимости приобретенных ими товаров, работ или услуг. Компенсацию выплатят за счет штрафа нарушителя, если приобретенный товар или услуга стоит более 850 грн. Обеспокоенность субъектов хозяйствования вполне оправдана: найдется много желающих получить товары и услуги бесплатно и пожаловаться на поставщика товаров.
2. Рынок финансовых услуг урегулируют иначе
С 1 июля 2020 г. будет окончательно ликвидирована Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг. Ее функции будут распределены между НБУ и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). НБУ станет регулятором страховых, лизинговых, финансовых компаний, кредитных союзов, ломбардов и бюро кредитных историй. НКЦБФР будет регулировать негосударственные пенсионные фонды и фонды финансирования строительства.
Закон направлен на формирование более эффективной, прозрачной и надежной финансовой системы, отвечающей международным стандартам.
Ожидается, что НБУ и НКЦБФР, имея в своём арсенале существенные полномочия по применению санкций, более эффективно справятся с вызовами, которые стоят перед небанковским финансовым рынком. Всем небанковским финансовым учреждениям следует готовиться к более жестким требованиям к их деятельности, в частности к риск-менеджменту и корпоративному управлению.
3. Банкам придется оплатить борьбу с финансовой безграмотностью
Со 2 марта 2020 года все банки должны представить на своих вебсайтах исчерпывающую информацию об услугах. В частности, их полной стоимости, комиссии, условиях досрочного возврата, возможных штрафах в случае невыполнения клиентом обязательств и т. д. Более того, со 2 июня на сайтах банков должны будут появиться калькуляторы для расчета расходов и доходов от банковской услуги.
Эти нововведения направлены на повышение финансовой грамотности. Клиенты смогут получить полную информацию о финансовой услуге, а значит — более взвешенно подойти к выбору финансового учреждения, а также оценить преимущества и недостатки предлагаемых условий финансовой услуги.
4. Процедура публичных закупок изменится
В апреле 2020 года вступает в силу закон, который вводит ряд важных изменений в процедуру публичных закупок. В первую очередь, порог закупок будет снижен до 50 тыс. грн, а торги от 50 до 200 тыс. грн будут проходить по сокращённой процедуре. Сегодня действие закона не распространяется на закупки на сумму 50−200 тыс. грн.
Более того, участникам закупок будет предоставлено 24 часа на исправление неточностей в тендерном предложении, что сейчас невозможно и приводит к отклонению заявки.
Касательно самих заявок, вводится новый фильтр — так называемая «аномально низкая цена», которая на 40% ниже средней цены предложений остальных участников торгов и/или на 30% ниже следующего по цене предложения. Участник, предложивший аномальную цену, обязан в течение одного рабочего дня после аукциона предоставить ее обоснование. Если он этого не сделает или заказчик посчитает обоснование не надлежащим — его предложение будет отклонено.
Как и сейчас, заказчик сможет применять кроме цены и другие неценовые критерии оценки, однако в 2020 году данный механизм будет урегулирован яснее. Кроме цены могут учитываться также условия оплаты, срок выполнения, гарантийное обслуживание и «жизненный цикл» объекта закупки (срок его использования или обслуживания). Это значит, что чем ниже стоимость жизненного цикла объекта закупки, тем больше шансов у участника на победу в закупке.
В связи с частыми злоупотреблениями путем обжалования результатов закупок, в 2020 году государственная пошлина за обжалование существенно возрастет, предположительно до 1−1,5% от ожидаемой стоимости закупки, что, как ожидается, пресечет недобросовестные действия участников закупок в 2020 году.
5. Новые правила финансового мониторинга
На подписании у президента Украины находится закон, согласно которому с 2020 года сумма финансовых операций, которая подлежит обязательному финансовому мониторингу, будет увеличена со 150 тыс. грн до 400 тыс. грн. В случае подписания этого закона, в 2020 году банки не будут выяснять происхождение средств по операциям стоимостью до 400 тыс. грн, за исключением ситуаций, когда плательщик или операция будут определены как рискованные по другим критериям.
6. Упрощение процедуры оценки объектов недвижимости
Ожидается подписание президентом Украины закона, которым вводится упрощенная процедура оценки объектов недвижимости. Благодаря этой системе любое лицо сможет получить справку об оценке объекта недвижимого имущества в сжатые сроки и на ее основании заключить сделку в отношении объекта недвижимости. В случае несогласия лица с определенной стоимостью можно будет обратиться к оценщику и провести оценку в общем порядке с регистрацией отчета в Единой базе данных отчетов об оценке.
Законом также предусмотрено, что нотариусы получат право бесплатного доступа к Единой базе для проверки справок и отчетов об оценке объектов недвижимости.
Закон принят с целью ликвидировать существующую схему регистрации отчетов об оценке объектов недвижимости и их проверки через авторизованные электронные площадки. На сегодняшний день нотариусы и оценщики вынуждены платить за пользование государственной Единой базой данных отчетов об оценке в пользу частных структур.