Все в семью. Почему украинские агрохолдинги не любят платить дивиденды

В конце прошлой недели крупнейший производитель сахара в Украине – агрохолдинг «Астарта» – объявил о своей дивидендной политике по итогам работы 2017 года. Несмотря на то, что компания сработала в уверенный плюс (хоть и меньший, чем годом раньше)  дивиденды акционерам выплачены не будут – вся прибыль в размере почти 62 млн евро станется нераспределенной, и будет направлена на развитие. К слову, такая же дивидендная политика у компании была и в 2016 году, и в 2015.  В 2017 году  холдинг Виктора Иванчика направил в модернизацию и совершенствование инфраструктуры около 80 млн долларов, а в этом году компания уже объявила о планах построить очистительные сооружения на Глобинском кластере, где работает биогазовый комплекс, а также построить четыре элеватора общей мощностью 350 тыс. тонн.

«Астарта» – далеко не единственная агрокомпания, которая отказывается от выплат вознаграждения своим акционерам. Украинские агрохолдинги очень не любят платить дивиденды. Даже если они и направляют часть прибыли на эти цели, то в большинстве случаев это – далеко не львиную ее часть.

В частности, агрохолдинг «Авангард» Олега Бахматюка, один из крупнейших в стране производителей яиц, последний раз выплачивал дивиденды еще по итогам 2013 года, тогда на эти целы было направлено 29,5 млн. долларов или 12,5% от чистой прибыли компании (она тогда составила 238 млн. долларов). После этого наступило длительное затишье, которое можно объяснить сложной финансовой ситуацией – у компании «УкрЛэндФарминга», в которой сконцентрирован весь агробизнес Олега Бахматюка, почти 2 млрд долларов долгов и владелец сейчас предпринимает попытки их реструктуризации.

Не имеет традиции выплаты дивидендов и «Нибулон» – детище Алексея Вадатурского. Один из крупнейших операторов на зерновом рынке по итогам 2016 года получил неконсолидированную прибыль в размере 132,6 млн грн, а его выручка выросла на 30% до 15,3 млрд грн. В первом полугодии этого года чистая прибыль «Нибулона» составила уже 423,8 млн грн, а выручка – 8,83  млрд грн.  Но, по всей видимости, дивидендов «Нибулон» платить не будет – в одном из своих интервью Андрей Вадатурский, сын основателя компании, и согласно его декларации владелец 20% акций компании  отметил, что за все время существования «Нибулона» его владельцы ни разу не делили дивиденды.

Крупнейшим плательщиком дивидендов среди агрохолдингов можно назвать «Мироновский хлебопродукт» Юрия Косюка – по итогам 2017 года он получил чистую прибыль в 230 млн долларов, выручка компании составила 1288 млн долларов, и компания решила выплатить промежуточных дивидендов на 80 млн долларов, или 0,75 доллара на акцию. Эта щедрость впоследствии была использована против основного бенефициара – основателя компании Юрия Косюка из-за рекордной суммы госдотаций параллельно с выплатой дивидендов полученной МХП в прошлом году (1,4 млрд грн).

На втором месте по дивидендам – крупнейший производитель масла компания «Кернел» Андрея Веревского. По итогам 2017 финансового года (с июля 2016 по июнь 2017 года) «Кернел» решил выплатить дивиденды в размене 0,25 доллара на акцию. Всего из чистой прибыли «Кернела» за прошлый год в размене 176,2 млн долларов на дивиденды будет направлено 20,5 млн долларов.

По итогам 2016 года около 300 млн грн дивидендов выплатила кондитерская корпорация Roshen, акционерами которого являются Президент Украины Петр Порошенко и президент корпорации Вячеслав Москалевский. Москалевский не любит рассказывать о финансовых результатах корпорации, сообщив только, что EBITDA Roshen по итогам 2016 года составила 2,6 млрд грн, а по итогам 2017 года – около 3 млрд грн. Roshen по итогам 2017 года также будет выплачивать дивиденды, но их размер пока не известен. Скорее всего их объем будет невелик — сейчас корпорация финансирует строительство в Борисполе Киевской области бисквитной фабрики, стоимость которой оценивается в 1 млрд грн.

Крупнейший производитель свинины компания «АПК-Инвест», принадлежащая Борису Колесникову, по итогам 2017 года получил прибыль 889 млн грн, из которых на дивиденды планируется направить всего лишь 36,5 млн грн, а 849,8 млн грн будет вложено в развитие. В частности, «АПК-Инвест» планирует увеличить поголовье свиней с 570 тыс. до 1 млн голов, а также внедрить несколько новых технологий, которые широко применяются в Западной Европе и США, но пока не применяются в Украине.

Агрохолдинг «ИМК» (ранее – «Индустриальная молочная компания») по итогам 2016 года выплатила 1,66 млн евро дивидендов, при этом чистая прибыль компании составила 21,8 млн долларов. Примечательно, что эта было первой выплатой дивидендов компанией своим акционерам.

По итогам 2016 года входящие в «Молочный альянс» предприятия Золотоношский маслодельный комбинат, Пирятинский сырзавод, Яготинский маслозавод и Баштанский сырзавод решили направить на выплату дивидендов суммарно около 355 млн грн, но при этом дивиденды было решено направить на развитие бизнеса.

Объемы дивидендов украинских агрохолдингов своим акционерам на самом деле не столь велики. Например, для сравнения: компания «Карлсберг Украина», одна из крупнейших пивоваренных компаний в Украине, принадлежащая Carlsberg Group, за 2016 год выплатила 1 млрд грн дивидендов – всю чистую прибыль компании. Еще одна цифра: за 2017 год из Украины было репатриировано 1,8 млрд долларов дивидендов, выплаченных украинскими компаниями своим акционерам в предыдущие годы.

По словам финансового аналитика Алексея Куща, дивиденды в Украине платят в основном те компании, которые как раз имеют иностранных акционеров, или же если их бумаги котируются на международных рынках. «Этим компаниям нужно выплачивать дивиденды своим иностранным акционерам и показывать хорошую прибыльность, чтобы удерживать котировки акций на хорошем уровне», — сказал он.

Не имеют традиции платить дивиденды те компании, которые завязаны исключительно на бенефициара внутри страны, или же если хотят оптимизировать налогообложение финансовых потоков. «Тут конечные бенефициары вынимают свои деньги не через дивиденды, а через другие схемы», — отметил Алексей Кущ. Кроме того, отказ от выплат дивидендов позволяет собственнику бизнеса скрыть, сколько же денег на самом деле приносит ему его дело: «У нас показатель дивидендов может быть очень хорошей приманкой для различных силовых структур. Если они увидят, что конечный бенефициар вынул из своего бизнеса с помощью легальных схем 10 млн долларов – значит, к нему можно прийти с проверками и «потрясти» его».

По мнению Алексея Куща, вопрос о том, будет ли меняться соотношение между компаниями, которые платят/не платят дивиденды, зависит от того, будет ли запущен рынок земли. Сегодня агрохолдинги уже уперлись в потолок своей инвестиционной модели – они привлекли на внешних рынках значительно больше средств, чем теоретически позволяет существующая модель аграрного бизнеса, построенная на аренде земли, а не владении ею. «Без открытого рынка земли привлекать серьезные инвестиции в аграрный сектор очень сложно. Раньше они привлекали миллиард долларов под пачку договоров аренды земли, но я настроен скептично в отношении того, что они в дальнейшем смогут привлекать рефинансирование под те же пачки договоров аренды», — сказал он.

Аналитик считает, что пока украинские агрохолдинги выживают за счет реинвестирования внутренних ресурсов, и уже наметилась тенденция, что иностранные акционеры украинских агрохолдингов при первой возможности стараются продать свои доли местным бенефициарам. «Если бы не определенные политические ходули, которые подставили под наши агрохолдинги в виде различных государственных субсидий, то некоторые наши крупные аграрные компании вполне могли бы уже повторить судьбу агрохолдинга «Мрия», — считает эксперт.

По мнению экономического эксперта Бориса Кушнирука, массовое вхождение в капитал отечественных агрохолдингов украинских акционеров, которые бы смогли получать взамен долю от прибыли агробизнеса, пока сомнительно. «Для этого нужна целая совокупность факторов – более стабильная экономика, более многочисленный средний класс, который может направлять излишек средств на покупку акций, и правовая система, которая будет защищать миноритарных акционеров», — сказал он. Пока же в Украине сложилась ситуация, когда банковские депозиты более привлекательны, чем вложение в акции компаний.

#Агрорынок #агрохолдинг #дивиденды

Читайте також

Найпопулярніше
Замкнена вертикаль. Що таке Вищий антикорупційний суд і чому його створення бояться політики?
Запит на справедливість або популізм?
Субсидія за новими тарифами: чи вистачить в бюджеті грошей
Актуальне
Голова Тимчасової слідчої комісії наполягає на проведенні розслідування щодо встановлення тарифів на транспортування газу.
У листопаді громадяни України змогли зібрати вдвічі більшу суму Нацкешбеку порівняно з жовтнем, повідомляє Delo.ua.
Шольц висловився про систему Taurus у свіжій заяві.
Теги