Закон под Коломойского. Для олигарха закладывают процедуру получения компенсации за ПриватБанк

Во вторник, отвечая на вопрос журналиста о том, будет ли принят в этом месяце «антиколомойский закон» № 2571, президент Украины Владимир Зеленский ответил, что "это правильный закон", который запретит возврат выведенных с рынка банков экс-владельцам. «Мы сделали все, чтобы этот законопроект был принят… Законопроект сейчас передан в комитет, он рассматривается, мне кажется, на этой неделе. Я не помню весь график. Я уверен, мы его тоже примем, но вы понимаете — у нас много партий в Верховной Раде, поэтому посмотрим на результат. Мне кажется, что это правильный закон», — сказал президент.

В этот же день стало известно, что изначальный проект закона, который был внесен 11 декабря 2019 года, подвергся сильным изменениям. Предполагается вынесение на голосование Верховной Рады совершенно нового документа, включающего компромиссный вариант с бывшими владельцами, в частности, ПриватБанка Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым.

Журналист обратился с запросом о получении текста нового соответствующего проекта закона к главе комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данилу Гетманцев. Однако, он не смог предоставить текст.

Мы все же получили новую версию закона № 2571, сравнительный анализ которой, с первой версией, приводится ниже.

Напомним, принятие этого закона, как и запуск рынка земли, является одним из требований МВФ, которое должна выполнить Украина. Это позволит подписать с Фондом соглашение о новой программе на $5,5 млрд, что значительно снизит риски по госдолгу и позволит продолжить экономический рост. Однако, в Вашингтоне хотят получить гарантии, что государство не будет нести убытки из-за возможной потери контроля над ПриватБанком по инициированным Коломойским искам в украинских честных судах.

После того, как 31 января Большая Палата Верховного Суда по ходатайству Кабмина отложила на неопределенный срок рассмотрение дела по иску семьи Суркисов у Верховной Рады появилось больше времени, чтобы принять соответствующий закон. Поскольку производство об отмене национализации ПриватБанка было как раз приостановлено до окончательного решение по делу семьи Суркисов.

Контекст: национализация и ключевые суды по ПриватБанку

18 декабря 2016 правительство по предложению НБУ и акционеров ПриватБанка, крупнейшими из которых на тот момент были Коломойский и Геннадий Боголюбов, приняло решение о национализации банка из-за его неплатежеспособности. Государство получило 100% в его капитале, а ПриватБанк был докапитализирован на сумму 116,8 млрд грн, а в июне 2017 года правительство решило внести в капитал банка еще 38,5 млрд грн на основании анализа НБУ и независимого аудитора — EY.

Напомним, что 19 декабря 2019 года Шестой апелляционный административный суд Киева приостановил производство о рассмотрении жалобы государства на решение Окружного админсуда Киева от 18 апреля до решения Большой Палаты Верховного Суда по делу семьи Суркисов, которые хотят отменить bail-in (техническая процедура национализации). Напомним, в рамках этого дела также рассматривается вопрос о том, к какой юрисдикции относится это дело: к административной или хозяйственной. Но 31 января Большая палата Верховного Суда по ходатайству Кабмина отложила на неопределенный срок рассмотрение дела по иску семьи Суркисов. Причина — Кабмин хочет быть стороной в заседаниях как новый собственник.

Также сейчас идет активная подготовка к рассмотрению дела в Лондоне. Наиболее вероятно, что полноценное рассмотрение дела в Лондоне начнется 2021 году. До тех пор сохраняется всемирный арест на активы олигархов и ограничение в тратах 20 тыс. фунтов в неделю. Также им необходимо согласовывать с ПриватБанком любые сделки купле-продажи активов. Также ПриватБанк подал иски в США (сумма требования более $600 млн), Израиль (почти $600 млн). Также НБУ подал иски в Швейцарии (личные договора поручительства Коломойского на почти 9 млрд грн по кредитам рефинансирования).

Первая версия «антиколомойского» закона
Пакет изменений в ряд законов, которые разрабатывались совместно с МВФ, Кабмином, Фондом гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) и Нацбанком Украины (НБУ) также предусматривали возможность компенсации в случае признания противоправным и отмены решения НБУ об отнесении банка к неплатежеспособным, лишении его лицензии, ликвидации, утверждении предложения регулятора про участие государства о выводе неплатёжеспособного банка с рынка. Эти изменения прописывались в статье 79 об оспаривании решений НБУ — закона О банках и банковской деятельности. Но обязательство доказать причинённый ущерб, предлагалось возложить на тех, кто воспользовался таким правом. К примеру, Коломойский должен будет сам доказать, что ему был нанесен ущерб в $2 млрд из-за национализации ПриватБанка, чтобы получить компенсацию.

В первоначальных законодательных изменениях предусматривалось, что размер ущерба, который может быть взыскан с НБУ, в случае, если его решения было признано противоправным, ограничивается размером реальных убытков. И такой размер определяется с применением международных стандартов финансовой отчетности, подтверждённой международной аудиторской компанией. И размер ущерба собственника банка определяется пропорционально принадлежащим ему корпоративным правам финучреждения.

Кроме того, в первой версии законопроекта, объем которого составлял около 400 страниц, предлагалось усилить возможности НБУ по отбору более профессионального менеджмента банка, повышалась корпоративная ответственность банков и многое другое. Также четко прописывалось, что судебные споры, связанные с выводом банка с рынка, будут проходить только в рамках Кодекса административного судопроизводства. Как известно, сейчас суды по ПриватБанку в Украине по инициативе Коломойского идут как в административной, так и в хозяйственной юрисдикции.

Что изменилось?
Объем новой версии проекта закона 2571 лишь шесть страниц. Проект внесен Данилом Гетманцевым и другими депутатами подопечного ему комитета ВР.

Новый проект вносит изменение лишь в два закона О банках и банковской деятельности и Про систему гарантирования вкладов физлиц в статьи 79 и 54 соответственно, по оспариванию решений.

Изменения по решениям НБУ. В случае признания незаконным и отмене решения НБУ об отнесении банка к категории неплатежеспособных, об отзыве банковской лицензии, ликвидации банка, об утверждении предложения НБУ об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка, собственники банка на момент принятия такого решения НБУ имеют право на получение компенсации.

В течение шести месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения о признании противоправным и отмене соответствующего решения НБУ, Кабмин, НБУ и бывшие собственники банка проводят переговоры о порядке, способе и сроках осуществления компенсации.

В случае достижения согласия, участники переговоров заключают сделку в виде договора, существенными условиями которого есть согласованный порядок, способы и сроки компенсации.

Если же не будет достигнуто соглашение, спор переходит в судебную плоскость.

В новом проекте закона указывается, что общий размер ущерба, который может быть взыскан с НБУ в пользу бывших собственников банка ограничивается размером убытка, кроме морального вреда. В документе не уточняется по каким именно стандартам и параметрам будет определятся убыток бывших собственников, в отличии от первой версии проекта закона.

Но, прописывается, что отмена соответствующего решения НБУ и его отдельных положений:

— не восстанавливает того положения банка, которое существовало до принятия такого решения, включая восстановление правового статуса этого банка. Отметим, что в НБУ неоднократно заявляли, что в случае отмены национализации ПриватБанка, государство будет вынуждено забрать влитые в него средства. В связи с этим банк сразу станет неплатежеспособным.

— не восстанавливает в правах бывших собственников банка, кроме права на возмещение ущерба.

Изменения по решению ФГВФЛ. Бывшие собственники банка также будут иметь возможность на компенсацию, в случае отмены через суд решения Фонда о введении временной администрации и начале процедуры ликвидации банка. А также если будут признаны незаконными решения Кабмина об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка (национализации) и дальнейшие решения Министерства финансов Украины, Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

На переговоры сторонам также, как и в случае с НБУ дается 6 месяцев. При достижении согласия, заключается соответствующий договор с условиями компенсации.

Если же договоренности не достигнуты, то стороны идут в суд. Размер ущерба, который будет взыскиваться в таком случае теперь с ФГВФЛ также ограничивается размером убытков.

Почему новый проект закона связан именно с делом ПриватБанка
Сегодня в судах оспаривает вывод с рынка 10 банков. Но как видно из описанных выше изменений в законы, они больше всего коррелируют с самым известным сегодня конфликтом на этом рынке — между бывшими собственниками ПриватБанка и государством. Поскольку лишь по одному ПриватБанку сейчас идут активные судебные процессы, в которых Коломойский пытается отменить именно национализацию банка, проведенную по решению Кабмина и СНБО. После чего Минфин купил у ФГВФЛ ПриватБанк за одну гривну.

Кроме того, в изменениях по ФГВФЛ также указывается специфический момент, который может быть связан лишь с кейсом ПриватБанка. Там прописывается, что компенсация для бывших собственников банка не связана с отменой решений относительно признания лиц связанными, и проведения дополнительной эмиссии акций путем конвертации обязательств банка перед связанными с банком лицами в его акции. То есть речь идет о технической процедуре национализации ПриватБанка bail-in, в рамках, которой было конвертировано почти 30 млрд грн средств лиц, которых НБУ признал связанными с банком. Среди них семья Суркисов, а также бывшие топ-менеджеры банка, которые в судах оспаривают bail-in.

Исходя из содержания новой версии проекта закона, власти, фактически, идут на компромисс с бывшими собственниками ПриватБанка, прописав четкий механизм компенсации для них. Ранее против каких-либо компромиссов с Коломойским и Боголюбовым выступал как МВФ, так и экс-глава НБУ Валерия Гонтарева, которая принимала непосредственное участие в национализации ПриватБанка.

Эта версия законопроекта будет одобрена профильным комитетом ВР и вынесена на голосование парламента в ближайшее время.

#Финансы #Игорь Коломойский #Приватбанк

Читайте також

Найпопулярніше
Замкнена вертикаль. Що таке Вищий антикорупційний суд і чому його створення бояться політики?
Запит на справедливість або популізм?
Субсидія за новими тарифами: чи вистачить в бюджеті грошей
Актуальне
Росія активізує свої дії в енергетичній сфері. Який нині стан справ та які перспективи попереду?
У Сербії ще один член уряду подав у відставку після фатальної аварії на залізничній станції.
Зеленський висловив свою думку щодо можливості того, що Трамп зможе зупинити війну, а також обговорив фактори, які можуть призвести до поразки України.
Теги