США используют санкции, чтобы вытеснить Россию с европейского рынка природного газа?

Зачем США вводят санкции в отношении российского газопровода, который заканчивается на границе Германии? Потому что хотят увеличить объемы экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в Европу или потому, что Россия незаконно аннексировала Крым? Заявленная цель предполагает выполнение двух задач — не допустить, чтобы Западная Европа стала зависимой от российских источников энергии, а также ослабить экономические рычаги России в Восточной Европе.

Различия очень важны: если цель состоит в том, чтобы спасти Западную Европу от доминирования России, то европейцы у нее на поводу не идут. По их словам, они вполне способны выбирать поставщика топлива и считают США надежным способом диверсифицировать свои источники природного газа. Другими энергетическими партнерами являются Норвегия, Алжир, Катар и Нигерия. При этом в Европе строятся приемные терминалы — или конечные пункты, в которых принимают поставки СПГ в замороженном виде.

«СПГ зачастую является более дешевым вариантом благодаря значительной активизации, проталкивания предложения, — говорит главный аналитик глобального рынка газа компании „Ай-Эйч-Эс Маркит" (IHS Markit) Майкл Стоппард (Michael Stoppard). — Крупные поставщики, прокачивающие газ в Европу по трубопроводам, такие как Россия, предпочитают больше не наводнять рынок. Все это приводит к тому, что в условиях снижения спроса на газ СПГ является относительно устойчивым».

Одно дело, если США способны конкурировать на основе качества и цены. Совсем другое дело, если они используют экономические санкции в качестве средства силового воздействия. Речь идет о российском газопроводе, называемом «Северный поток — 2», дополняющем российский газопровод «Северный поток — 1». Он не только позволяет России удвоить объемы газа, поставляемого ею в Европу, но и дает ей возможность осуществлять поставки в обход Украины — своего заклятого врага. «Северный поток — 2» принадлежит «Газпрому» и представляет собой проект стоимостью 10,5 миллиарда долларов. Он проходит от российских газовых месторождений до Балтийского побережья Германии, и его протяженность составляет 1234 километра. США заявляют, что для завершения строительства газопровода у России нет соответствующих технологий. Россия же заявляет, что достроит его к 2021 году.

Сейчас на долю России приходится 39% поставок газа в Европу. США поставляют 3,5%, хотя, по данным Европейской комиссии, треть всего американского СПГ поступила в Европейский Союз в период с января по ноябрь 2019 года.

Главным инициатором санкций, которые вступили в силу в декабре 2019 года, является американский сенатор-республиканец от штата Техас Тед Круз (Ted Cruz). Он заявил, что «Северный поток — 2» —это двойной проигрыш: во-первых, продажа природного газа помогает финансировать реализацию российских территориальных целей, а во-вторых, газопровод проходит в обход Украины и лишает ее доходов, необходимых для функционирования страны. Украина, конечно же, стратегически объединилась с Западом, что привело к конфликту с Россией, с которой у нее общие культурные и деловые интересы.

«Европе гораздо лучше сделать ставку на энергоносители из США, чем подпитывать Путина и Россию, зависеть от России и подвергаться экономическому шантажу», — заявил Круз в декабре, когда были одобрены санкции в отношении «Северного потока — 2». Санкции также распространяются на третьи стороны, участвующие в строительстве или финансировании газопровода. Тогда швейцарский морской подрядчик «Олсиз Груп» (Allseas Group) прекратил свое участие в проекте, а другие компании, финансирующие проект — «Шелл Ойл» и (Shell Oil) и «Энжи» (Engie) — были озадачены действиями Вашингтона.

Скрытый мотив

Но Круз делает эти заявления неспроста: он представляет государство, добывающее нефть и природный газ, которое должно увеличить продажи в Европу — и особенно сейчас. Отсутствие спроса в сочетании с перенасыщением рынка означает падение цен и сокращение рабочих мест.

Санкции против «Северного потока — 2» помогают США открыть европейские рынки сбыта природного газа. Но они также имеют практический результат и оказывают косвенное воздействие на Россию, вынуждая ее вести переговоры с Украиной. В конце 2019 года эти две страны официально согласовали контракт стоимостью семь миллиардов долларов на транзит российского газа в Европу через территорию Украины сроком на пять лет.

Если эти переговоры приведут к заключению новых сделок и последующему уходу России из Украины и Крыма (что очень сомнительно), то санкции окупятся. Но развитый мир уже вводит санкции против России, лишая ее технологий, необходимых для освоения нефтяных и газовых месторождений, а также препятствуя финансированию этих сделок. Кроме того, Россию исключили из «Большой восьмерки», которая теперь стала «Большой семеркой». Ее экономика сокращается, а резкое падение цен на энергоносители ведет к сокращению доходов и дефициту бюджета.

Благодаря изобилию природного газа, добываемому из нетрадиционных источников, США с 2017 года стали нетто-экспортером СПГ. Рассказывая американскому народу о радужных перспективах, Дональд Трамп заявляет, что Америка станет доминирующим источником энергии — что страна будет обеспечивать свои собственные потребности, а затем экспортировать свою сланцевую нефть и газ по всему миру. В связи с этим Федеральная комиссия США по регулированию энергетики одобрила строительство десятка экспортных терминалов СПГ, помимо тех пяти, которые имеются в настоящее время.

«Спрос на СПГ сейчас вялый», — говорит Нил Чаттерджи (Neil Chattejee), председатель Федеральной комиссии по регулированию энергетики, во время телефонного разговора, организованного «Атлантическим советом». Американские «компании пытаются обеспечить себе долгосрочные контракты, и в настоящее время США являются нетто-экспортером энергоносителей. Это дает положительные экономические и геополитические результаты: они служат альтернативой России, и это выгодно нашим союзникам. Произойдет возрождение спроса».

Для США крупнейшими европейскими рынками являются Великобритания, Испания и Франция. Но самый заманчивый «трофей», сулящий большие прибыли — это Германия, страна, которая в данный момент закрывает все свои атомные и угольные электростанции. Германия ставит перед собой цель заменить значительную часть этой энергии возобновляемыми энергоресурсами. Однако прежде чем это произойдет, она, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту, будет ориентироваться на природный газ — топливо, необходимое в качестве «резервного» источника энергии, дублирующего энергию ветра и солнца, в случае отсутствия соответствующих погодных условий.

Кстати, немцы недовольны американцами и говорят, что санкции США против России имеют «экстерриториальный эффект».

Европейский союз будет расширять поиск, чтобы привлечь новых поставщиков природного газа — независимо от американских санкций в отношении «Северного потока — 2». В Западной Европе эти санкции в основном считают жесткими. А в Восточной Европе, и особенно на Украине, эти санкции считают «кувалдой» — средством, позволяющим заставить Россию сесть за стол переговоров.

Геополитика — дело непростое. Но есть и простой выход: если США хотят расширить доступ к европейским рынкам природного газа, им придется делать ставку не на силовые методы принуждения, а на принцип свободного предпринимательства.

#Органы власти #Первая полоса #санкции #США #Россия #Северный поток 2 #газовая война #газопровод #международная политика

Читайте також

Найпопулярніше
Замкнена вертикаль. Що таке Вищий антикорупційний суд і чому його створення бояться політики?
Запит на справедливість або популізм?
Субсидія за новими тарифами: чи вистачить в бюджеті грошей
Актуальне
Хто отримав вигоду від переговорів на Алясці: які наслідки це матиме для України.
Важко знайти актуальні новини, коли подій відбувається небагато. Телеканали висвітлюють зустріч, що проходить на Алясці.
Компанія, що володіє Facebook та Instagram, вчетверте за останні шість місяців намагається провести реорганізацію у сфері штучного інтелекту, повідомляє Reuters.
Теги