Победителем конкурса на должность главы проблемного ведомства стал первый замглавы Минэкономразвития Максим Нефьодов. НВ Бизнес напоминает, что о нем известно и как он планирует менять ведомство.
Конкурс проводился в рамках разделения Государственной фискальной службы на Таможенную и Налоговую, что является одним из требований Международного валютного фонда. Первые два этапа отбора прошли в апреле. Последний был назначен на 23 апреля, но не состоялся, так как 17 апреля Окружной админсуд Киева приостановил его в рамках обеспечения иска народного депутата от Блока Петра Порошенко Андрея Антонищака. В итоге 23 апреля Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы смогло объявить только победителя в конкурсе на главу Налоговой. Им стал замминистра финансов Сергей Верланов.
24 июня Коллегия судей Шестого апелляционного админсуда постановила возобновить конкурс на главу Таможенной службы, который на тот момент был заблокирован на протяжении 86 дней. Финальный этап прошел на следующий день, 25 июня. В него прошло три кандидата: проректор по учебной работе Университета таможенного дела и финансов Евгений Гармаш, первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефьодов и руководитель общественной организации Центр развития цифровой экономики, эксперт Центра социально-экономических исследований CASE Украина Андрей Саварец. Победителем стал 35-летний Нефьодов, который набрал 16,97 балла. Теперь Кабмин должен назначить его главой Таможенной службы.
Кто такой Максим Нефьодов
Согласно биографии чиновника на сайте Минэкономразвития, он родился в 1984 году в Киеве. В 2005-м получил степень магистра по специальности экономическая теория в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. После окончания учебы Нефьодов почти три года работал аналитиком по слияниям и поглощениям в киевской инвестиционной компании Golden Gate Business. Затем он перешел в инвесткомпанию Dragon Capital, где работал с 2006-го по 2010 год. Сначала Нефьодов занимал должности старшего советника и вице-президента инвестиционно-банковского департамента, а в 2008 году возглавил этот департамент. Во время работы в Dragon Capital Нефьодов имел дело с крупнейшими украинскими компаниями и банками. Он, в частности, занимался проведением публичного размещения акций производителя авиационных двигателей Мотор Сич, страховой компании Оранта, частным размещением акций Международного Ипотечного Банка, выпуском местных облигаций для Платинум Банка, выступал советником продавца при продаже Проминвестбанка Внешэкономбанку и советником покупателя в ходе приобретения MTV-Ukraine группой U.A. Inter Media Group. Занимался реструктуризацией международного кредитного портфеля Родовид Банка, привлечением долгового финансирования госпредприятием Уголь Украины, которое было оператором угольного рынка. После четырех лет работы в Dragon Capital Нефьодов с 2010 по 2015 годы был соуправляющим партнером фонда прямых инвестиций Icon Private Equity, который связывают с олигархом Виктором Пинчуком.
Заместителем министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефьодов стал в феврале 2015 года, когда ведомство возглавлял Айварас Абромавичус. Свой приход туда Нефьодов объяснял патриотизмом.
«Я понимал, что после Майдана само по себе ничего хорошего не произойдет. Сама собой страна не изменится, и тогда для людей моего поколения, образования и профессии здесь просто не будет места. Потому для меня это было вполне осознанное патриотическое решение — бросить свой офис на Софийской площади, парковочное место и все блага, которые предполагает работа инвестбанкира, и прийти на госслужбу», — цитировало Нефьодова в 2015 году издание Platforma.
После назначения его основной задачей стало реформирование сферы госзакупок путем внедрения системы электронных торгов ProZorro, которая была запущена в 2015 году. С тех пор через нее было проведено 3,37 млн тендеров. Экономия государства составила 85,07 млрд грн, указано на сайте модуля аналитики BI.
Проект ProZorro принято считать одним из немногих символов реформ последнего пятилетия, такими как безвиз или приход лоукостов.
Сам Нефьодов отмечал, что реформа очень успешна, но подчеркивал, что полностью искоренить коррупцию в госзакупках не удалось.
В феврале 2016 года Нефьодов собирался покинуть министерство вместе с Абромавичусом, но остался в команде. В ноябре 2016 года его назначили первым заместителем министра. На сайте Минэкономразвития сообщается, что он отвечает за госзакупки, управление госсобственностью, развитие предпринимательства, регуляторную политику, промышленную политику, а также государственные инвестиционные проекты.
Комментируя сложности с проведением в Украине большой приватизации в интервью ZN.UA, он отмечал, что многие объекты, которые государство хочет продать, никого не интересуют.
«Мы так долго рассказывали всем о священном государственном имуществе, которое никому нельзя отдавать, что дошли до того, что спрос на большую часть объектов большой приватизации практически отсутствует. А это объекты крупные, часто градообразующие, продать их за одну гривню — это политическое самоубийство. И я даже не уверен, что во власти есть люди, которые могут или имеют право это сделать, даже если этого будет требовать ситуация», — отмечал он.
В интервью Радіо Свобода Нефьодов говорил, что идти в политику не собирается, так как видит себя в первую очередь в исполнительной работе. При этом он входит в общественную организацию Люди важливі, которая в апреле объявила о создании партии. Основателями движения являются ресторатор Сергей Гусовский, исполнительный директор Украинского института будущего Виктор Андрусив и глава Офиса эффективного регулирования Алексей Гончарук, который в мае был назначен замглавы Администрации Президента, курирующем экономический блок.
В декларации за 2018 год Нефьодов указал наличие двух квартир в Киеве, автомобиля Infiniti EX35 2008 года выпуска (в угоне с июля 2016 года) и часов Zenith El Primero Automatic(по данным СМИ, их украли в сентябре 2018 года из его квартиры вместе с рядом других ценных вещей). Все это было приобретено еще до прихода в Минэкономразвития. Он также задекларировал $39 тыс. и 64,4 тыс. грн наличных средств, а также $2,6 тыс. и 120,6 тыс. грн на банковских счетах. Зарплата Нефьодова в 2018 году составила 1,1 млн грн. С 2015 года она выросла примерно в 10 раз. В 2015-м он заработал в министерстве 100,8 тыс. грн, в 2016-м — 496,3 тыс. грн, в 2017-м — 916,3 тыс. грн. Нефьодов неоднократно заявлял, что уровень оплаты труда на госслужбе очень низкий.
В чем проблема
Комментируя решение податься на конкурс главы Таможенной службы, Нефьодов отмечал, что в реформе Госфискальной службы со времен Революции достоинства почти ничего не было сделано. В интервью Радио НВ он заявил, что у него есть план решения огромных проблем на таможне, которые накапливались годами. По мнению Нефьодова, таможня недофинансирована и в результате этого на границе появляются огромные очереди,
«Понятно, что это порождает коррупцию, потому что если кто-то ждет два дня с грузом, который быстро портится, у него есть огромная мотивация идти договариваться. На таможне почему-то не установлены ни автоматические сканеры, ни автоматические весы, ни камеры, которые позволяют следить за всем процессом. Есть объективные инфраструктурные проблемы, есть и вопрос субъективных проблем. Это и вопрос того, что таможня много лет была объединена с налоговой», — сказал Нефьодов.
В ходе собеседования во время финального этапа конкурса замминистра отметил, что потери госбюджета от контрабанды и других таможенных нарушений оцениваются в сотни миллиардов гривен.
Нефьодов добавил, что еще одна большая проблема — непрофессионализм, который связан, в частности, с низким уровнем оплаты труда. По его словам, официальные зарплаты на таможне стартуют от 6 тыс. грн. Нефьодов отметил, что «уже произошло очень существенное вымывание профессиональных кадров, которые не желают и не могут находиться в данных условиях».
Кроме того, по словам чиновника, есть огромные проблемы с таможенной инфраструктурой, из-за чего постоянно появляются очереди, а также до сих пор не организован обмен информацией с таможенными службами большинства стран-партнеров.
Какой у него план
Первый замглавы МЭРТ считает, что процессы на таможне нужно максимально электронизировать, чтобы уменьшить уровень коррупции и облегчить работу сотрудников ведомства.
«Построение электронной таможни должно быть одним из первых приоритетов, кого бы не выбрали руководителем. Надо признать, уже определенные шаги сделаны. Работает „единое окно“ и почти 100% бизнеса оформляется через это окно, но его функционал, мягко говоря, далек от того, чтобы можно было сказать, что электронные сервисы на украинской таможне занимают какие-то первые позиции в мире», — сказал Нефьодов.
По его мнению, нужно провести интеграцию с базами данных, внедрить бизнес-аналитику и риск-менеджмент, чтобы можно было на основе анализа имеющейся информации находить рисковые операции и контрагентов. Он подчеркнул, что в перспективе 95% компаний может работать с таможней, вообще не общаясь с инспекторами.
Кроме того, необходимы кадровые изменения. По словам Нефьодова, часть сотрудников, склонных к коррупции, придется уволить. Он намерен сменить руководство тех таможен, где есть большие проблемы.
По мнению Нефьодова, нужно повышать зарплаты сотрудникам за счет увеличения госфинансирования или донорских средств, а также предлагать им социальный пакет, например, обеспечение жильем, служебными автомобилями, предоставление льготных кредитов и так далее.
Нефьодов рассказал, что на таможне работает около 10 тыс. человек. Количество таможенников на тысячу населения в Украине уступает этому показателю в большинстве европейских стран. По словам Нефьодова, он не хочет увеличивать количество сотрудников ведомства. Замминистра выступает за то, чтобы уменьшить количество таможен и поделить сотрудников на «продуктовые группы», которые будут отвечать за разные категории товаров или разные виды бизнеса с точки зрения их рискованности. У разных групп будут разные показатели эффективности (KPI).
«Мы должны двигаться путем специализации, чтобы особенно рискованные группы товаров заходили там, где есть соответствующая инфраструктура и соответствующий опыт», — заявил он.
Тяжелый участок: с чем предстоит иметь дело Нефьодову
По данным ГФС, в 2018 году в общий фонд госбюджета поступило 338,8 млрд грн таможенных платежей. Это 40,6% от всех поступлений в общий фонд (833,6 млрд грн). При этом коррумпированность украинской таможни давно стала притчей во языцех.
В августе прошлого года немецкая газета Süddeutsche Zeitung, в распоряжении которой оказались таможенные и транспортные накладные, посчитала, что из-за коррупции на таможне Украина теряет 4,8 миллиардов евро в год. Согласно расследованию, в схемах задействованы ГФС, ГПУ, полиция, СБУ. Основная схема — это передекларирование товаров, которое происходит при участии сотрудников государственных органов. По словам источников газеты, для нелегальных сделок специально создают новые фирмы, которые контролируют люди из окружения сотрудников таможни, прокуратуры и офицеров полиции. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко отметил, что Украина теряет из-за коррупции на таможне«от 30 до 40%». Бывший глава Государственной таможенной службы Анатолий Макаренко говорил в комментарии НВ, что потери от так называемого серого импорта составляют примерно 3 млрд долларов в год.
Возглавивший Государственную налоговую службу Сергей Верланов рассказывал Радио НВ, что брендовую одежду в Украину часто ввозят как обычную по цене в несколько долларов или десятков долларов за килограмм, хотя на самом деле эти вещи стоят намного дороже. Кроме того, технику, особенно мобильные телефоны, завозят не партиями, а делят их на части и отправляют почтой. Дизельное топливо смешивают с другими видами топлива, на которое акциз ниже.
Предыдущих руководителей фискального ведомства неоднократно критиковали за коррумпированность. С мая 2015-го по март 2017 года ГФС возглавлял Роман Насиров, которого НАБУ обвиняет в нанесении государству ущерба на сумму 2 млрд грн. После него и.о. главы ведомства был Мирослав Продан. В ноябре 2018 года ему сообщили о подозрении в незаконном обогащении. Незадолго до этого Продан уволился.
#Финансы #Министерство экономического развития и торговли #таможня #Максим Нефьодов