Во время визита на Украину в начале января 2018 года министр иностранных дел Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) говорил об отправке полноценной миротворческой миссии ООН в Донецкий бассейн (или «в Донбасс») как о средстве решения конфликта на востоке Украины.
Идея заключается в том, что временное международное управление на оккупированной в настоящее время территории Донбасса создаст условия для постепенного и мирного восстановления там полного контроля Киева.
Также Габриэль отметил, что желательно получить соответствующий мандат Совета Безопасности ООН до российских президентских выборов, которые состоятся в марте 2018 года. Эти слова немецкого вице-канцлера и бывшего председателя СДПГ были с интересом восприняты в Киеве.
Кремль, ООН и мир
Теперь эта новая согласованная позиция США, Франции и Германии по расширенной миротворческой миссии ООН на востоке Украины (Норман и Барнс (Norman & Barnes) 2017) стала официальным обращением Запада к идее, которая обсуждалась в кругах экспертов еще со времен первой эскалации военных действий во второй половине 2014 года.
В 2015 году в ООН Украина официально внесла предложение решить конфликт между Россией и Украиной посредством отправки миротворческой миссии в Донбасс. В Германии нюрнбергский активист «зеленых» Андрей Новак (Andrej Novak) уже в конце 2014 года обнародовал на английском языке подробное описание и обсуждение возможной миссии ООН на востоке Украины в качестве модели решения конфликта.
С тех пор предложение поддержали и другие наблюдатели — как украинские, так и российские и американские (например, Мельник и Умланд (Melnyk & Umland) в 2016 году; Кортунов в 2017 году; Вершбоу (Vershbow) в 2018 году).
Предложение Путина
Однако западная дипломатия объявила официальной целью отправку крупной миротворческой миссии по урегулированию конфликта на востоке Украине лишь после того, как Путин в сентябре 2017 года предложил отправить небольшую и вооруженную легкими видами оружия группу войск ООН для защиты действующих там безоружных наблюдателей ОБСЕ (Шерр (Sherr) 2017 год).
Таким образом, теперь существует возможность разработать и внедрить практичную программу действий для преобразования нереалистичных, собственно, Минских соглашений. Основная проблема предложения по решению конфликта, однако, заключается в том, что Россия, как постоянный член Совета Безопасности, имеет право вето.
Сомнительное согласие Кремля
Москва должна объявить свое согласие не только на символическую, но и на многочисленную и хорошо вооруженную, а также обладающую адекватным мандатом миротворческую миссию ООН, состоящую из нескольких тысяч, даже нескольких десятков тысяч оснащенных тяжелыми вооружениями солдат в голубых касках наряду с сопровождающей их гражданской администрацией.
Даже при готовности Запада полностью профинансировать в течение нескольких месяцев такую дорогостоящую миротворческую миссию получить согласие от Кремля будет сложно. Можно предположить, что Москва — в случае, если она вообще даст согласие на отправку полноценной миротворческой миссии — попытается влиять на политическую и организационную форму такой операции ООН.
Российские голубые каски на востоке Украины?
Например, Кремль может настоять на том, чтобы в качестве «третьей пассивной стороны» отправить собственный контингент или включить в миссию формирование войск союзников Кремля, например, из государств — членов подконтрольной Москве Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза.
Таким российским и/или неофициально связанным с Москвой подразделениям голубых касок — возможно, так рассчитывают в Кремле — мог бы быть передан собственный подконтрольный участок оккупированной в настоящее время территории восточной Украины.
Возможно, тогда де факто подконтрольная Кремлю территория сегодняшних так называемых Луганской и/или Донецкой Народных республик стала бы убежищем и пристанищем для большого количества действующих в Донецком бассейне российских военизированных аватюристов, экстремистов, казаков, наемников и прочих, а также для украинских коллаборационистов, причастных к становлению оккупационного режима, боевым действиям и военным преступлениям. Возможно, тогда эта область надолго будет потеряна для Украины.
Проблемы и возможности реализации
Вероятно, эти или подобные уступки будут ценой, которую Кремль потребует в Совете Безопасности ООН за свое согласие на развернутую миротворческую миссию. В таком случае следующая вероятная проблема будет заключаться в том, что либо украинское правительство, либо украинский парламент, либо украинское общество немедленно отвергнут как неприемлемые условия Москвы для получения ее согласия на миссию ООН.
Для любого украинского лидера — президента, премьер-министра, министра иностранных дел, главы фракции и так далее будет тяжело публично пойти даже на минимальный компромисс в процессе переговоров, учитывая царящие на Украине антипутинские настроения.
Для многих украинцев молчаливое исключение крымского вопроса из переговоров между Россией и Западом и так будет представлять собой такую горькую пилюлю, что для дальнейших уступок Киева Москве останется мало политического пространства.
Умиротворение восточной Украины
Несмотря на такие сложности, с которыми придется бороться западной дипломатии при реализации мирного плана ООН для Донецкого бассейна, такой подход, кажется, дает наиболее реалистичный шанс на решение конфликта.
Если исключить возможность принципиальной смены руководства, режима и/или политики в Москве в ближайшие годы, то, вероятно, международное временное управление и размещение войск останутся единственной возможностью для Донбасса достичь длительного перемирия на востоке Украины, а также, по меньшей мере, последующей стабилизации основной части территории Украины (без Крыма).
Преимущества для гражданского общества
Большой контингент войск ООН в Донецком бассейне заметно повысил бы геополитическую безопасность Украины, это позволило бы государству и гражданскому обществу страны снова сфокусировать свое внимание на процессе внутренних реформ, а также снизить политические риски на востоке Украины для потенциальных иностранных и местных инвесторов.
В результате успешно реформирующаяся и динамично развивающаяся Украина засияет на всем постсоветском пространстве — перспектива, которая, впрочем, и является основной причиной агрессии Кремля в отношении Украины.
Поведение Запада по отношению к Москве
В свете усилий Габриэля по скорейшему принятию решения Советом Безопасности и в случае готовности Запада финансировать крупную миротворческую миссию ООН главный вопрос предстоящих месяцев будет заключаться в том, как убедить российское руководство согласиться на план по миссии ООН.
Решающий момент заключается в том, насколько ЕС и США будут способны в 2018 году координировать санкционную политику по отношению к Москве и — в случае необходимости — ее ужесточить. С учетом внешнеполитической неповоротливости ЕС как единого целого, вероятно, отдельные государства-члены — прежде всего Германия — должны стать активнее, чем раньше, и совместно с США разработать стратегию в духе плохого и хорошего полицейского.
Возможно, помогут пряник постепенного ослабления санкций в случае существенного и длительного улучшения ситуации в Донбассе наряду с кнутом угрожающего ужесточения санкций при дальнейшей эскалации или продолжающейся стагнации.
Процесс с реальным результатом
Какие бы средства и сигналы не использовались, решающим будет то, удастся ли вывести российское руководство на путь развития, ведущий к приемлемому для Украины, а также геополитически устойчивому решению конфликта в Донбассе, а не только к его замораживанию.
Поскольку Путин в основном принял прежнее украинское требование о привлечении голубых касок ООН (Шерр, 2017 год), то, возможно, появился шанс начать процесс, который, хотя и будет трудным и длительным, но в итоге приведет к результату.