В стране предвыборная горячка. Тем временем в Балтийское море уложено почти полторы тысячи километров труб "Северного потока-2".
Еврокомиссар Шефчович съездил в Москву поговорить о транзите, но вернулся несолоно хлебавши.
На улице жара. Идет последнее транзитное лето украинской газотранспортной системы (ГТС). У Украины было примерно четыре года на подготовку к происходящему. По большей части их профукали, но ничего нового в этом нет. Планирование в Украине — всегда процесс "усушки, утруски и утряски". Часто с параллельным "распилингом и откатингом". Громкие заявления на старте почти ничего общего не имеют с результатом на выходе. В случае с транзитом (транспортировкой) газа и ГТС цена вопроса слишком высока.
Если завтра война
Можно, конечно, вспомнить, что у "Газпрома" тоже не все получается. Дания откровенно задерживает прохождение "Северного потока-2" (NS-2) через свой сектор Балтики. Сейчас россиян заставили согласовывать уже третий вариант прокладки подводного газопровода. Так что будущей зимой обходящая Украину "труба" не заработает.
У Копенгагена свои резоны, в том числе торг с Москвой за Арктику, и благодаря этому конфликту датчане урегулировали проблему по шельфу с Польшей. Но все равно им искреннее спасибо. Каждый месяц сдерживания NS-2 зимой — это более двух сотен миллионов долларов транзитных поступлений в Украину.
Однако рано или поздно обходной газопровод достроят, — это уже вопрос принципа как Москвы, так и Берлина. Жить придется по-новому. После начала работы обходных "потоков" "Нафтогаз Украины" потеряет минимум миллиард долларов чистой прибыли в год.
Кремль откровенно тянет время, заодно неприкрыто готовясь к новой (газовой) войне. Если состоится, будет четвертой по счету (после 2004-го, 2006-го и 2009 г., тогда Киев положили на лопатки). Прошлогодняя "прикрути" — не в счет.
"Нафтогаз" говорил о необходимости создания страхового резерва газа на чрезвычайный случай. Хотели закачать к началу сезона 20 млрд кубометров в подземные хранилища газа (ПХГ). Это позволило бы к окончанию "транзитного" контракта (1 января 2020 г.) иметь в запасе 16 млрд кубометров. Цель — подстраховать "вероятность прекращения транзита газа ОАО "Газпром" с начала 2020 г.". Так называемый нулевой транзит.
По расчетам "Укртрансгаза", дополнительные ресурсы в ПХГ позволили бы уверенно обеспечить прохождение отопительного сезона в январе-феврале 2020-го. При теплой зиме осталось бы и на март. Объем дополнительного газа для этого оценивался в 3,75 млрд кубометров. НАК рассчитывает, что еще до миллиарда кубометров запасов газа в ПХГ обеспечат частные трейдеры.
В принципе идея создания резерва газа не нова и даже реализована в большинстве стран Евросоюза. Например, в Венгрии есть неприкасаемый запас в 1,2 млрд кубометров. В Италии, куда транспортируется российский газ по южной ветке нашей ГТС, тоже создан специальный резерв. У нас вопрос создания резерва газа, кроме вялого трепа, ничем конкретным не заканчивается. И не очень похоже, что и сейчас выйдем на конкретный результат.
Была и идея, что ЕС создаст дополнительный запас газа в украинских подземных хранилищах (3 млрд кубометров) "в целях обеспечения безопасности поставок газа в восточноевропейские страны". Но она так и осталась идеей. Европейцы предпочитают хранить газ у себя — так безопаснее.
Между прочим, чтобы накопить соответствующие запасы, нужно закачивать примерно по миллиарду кубометров газа в месяц. Это с учетом газа собственной добычи и переходящих запасов в ПХГ. Но пока что всем совершенно все равно, — в стране период выборов, правительство уходит, потом перестановки. Так что до осени масштабные решения принимать не будут.
"Нафтогаз" надеялся выпустить еврооблигации на полмиллиарда долларов. Похоже, не успеет, а время уходит. Газ пока дешевый, но осенью подорожает.
Пока в Киеве тянут резину, в Москве готовятся к разным вариантам, в том числе и к прекращению транзита через ГТС Украины. Гендиректор "Газпром Экспорта" Елена Бурмистрова уже публично расписала сценарий новой "транзитной войны". Она сообщила: "…активно работаем по закачке нашего газа в европейские подземные газохранилища. Объемы уже превышают аналог прошлого года в два с половиной раза. И продолжаем качать".
К началу зимы в "Газпроме" хотят накопить в ПХГ Европы 11,4 млрд кубометров, что вдвое больше, чем в прошлом году. По расчетам, этого хватит, чтобы зимой 2020 г. "Газпром" смог снабжать потребителей в Европе без использования украинского маршрута транспортировки российского газа в ЕС. Тогда же ожидают и пуск первой нитки "Турецкого потока" (удар по нашей южной ветке ГТС).
Само заявление о таких планах — способ давления на нас и на Еврокомиссию, а прежде всего на покупателей российского газа. Россияне видят паралич центров принятия решений у нас и хотят в полной мере этим воспользоваться для продавливания нужных им решений. Е.Бурмистрова отметила: "На сегодняшний день, я думаю, это не секрет ни для кого, мы не понимаем, с кем там разговаривать физически".
Это перевод стрелок на Европу — "додавите Киев!". И, надо понимать, желающие это сделать там найдутся.
Время играет не в нашу пользу, и его все меньше. Тем более что прошедшая теплая зима (оставившая немалые ресурсы газа в ПХГ) очень расслабила европейцев. Сказать, что они особо озабочены возможной "газовой войной", сложно. По большей части этим занимается как раз "Газпром", транспортирующий через нашу ГТС свой газ в Венгрию.
Из возможного срыва транзита автоматически следует и "прекращение импорта газа из Европы в январе-феврале 2020 г.". Иными словами, прекращается действующая схема реэкспорта российского газа. По факту львиная доля объема импорта — это ранее купленный "газпромовский" газ. Юридически он, конечно, уже от европейских фирм, но топить юриспруденциями еще труднее, чем юристами.
Возникнут и чисто технические проблемы. В транзитных трубах упадет давление (сейчас его обеспечивает российский газ). Это создаст проблемы и при импорте из Европы.
На сегодняшний день гарантированные мощности для импорта есть только из Словакии (27 млн кубометров в день). Это примерно в два раза меньше, чем требуется. Пиковое потребление газа в стране может доходить до 200 млн кубометров в сутки. Собственная добыча на уровне 55 млн кубометров в сутки. Так что ПХГ и импорт должны обеспечить суточную поставку в систему до 140 млн кубометров. В марте, когда уровень наполнения ПХГ уже низкий, возможно поднимать до 90–100 млн кубометров в сутки. На выходе существует потребность в гарантированной возможности импортировать около 50 млн кубометров в сутки. Повторюсь, сейчас имеем половину этого объема.
Чисто физически и технологически развернуть ГТС для работы в реверсном режиме, при котором газ будет транспортироваться не с востока на запад, а в обратном направлении, — непросто. В истории газотранспортной системы Украины один раз это сделали — в январе 2009-го. Тот опыт просчитан и отмоделирован. В "Укртрансгазе" заверяют, что полностью готовы начать работать в таком режиме. Увидим.
Вряд ли все будет настолько благостно. По данным того же "Укртрансгаза", "в силу исторических причин ряд украинских населенных пунктов до сих пор получают газ через распределительные сети смежных государств — Молдовы и РФ". Это Могилев-Подольский, Волчанск, Троицкое и Воеводское.
Кабмин, местные власти должны обеспечить возможность подачи газа в эти населенные пункты с территории Украины до начала следующего отопительного сезона. Иначе "существуют большие риски, что подача газа в эти города прекратится одновременно с прекращением транзита".
Как вы думаете, что делают местные власти? Вы правильно догадались, — пишут отписки. В стиле: "Да ладно, газ всегда был". И вообще, зима когда еще будет, а пока выборы и ожидаемые перестановки после них.
Не говоря уже о том, что "отработка плана и процедур принудительного ограничения потребления потребителями на случай чрезвычайной ситуации" точно популярности не добавит. Даже с учетом того, что население и социальную сферу трогать не будут. Связываться с таким перед выборами, кому это надо?
Идею создания страхового запаса предприятиями (10% месячного потребления) давно и успешно затоптали. К ней вернутся, но… только после холодной и долгой зимы. А пока авось пронесет. Авось.
Друзья по переписке
Между тем резкое сокращение транзита — это навсегда. Это просто новый фактор, и с ним придется жить. Даже если проскочим будущую зиму, он возникнет в следующую и дальше. И везение с несколькими теплыми зимами подряд рано или поздно заканчивается.
У нас наглухо закрыты проекты по диверсификации поставок газа. Отчеты взаимодействия с соседями крайне далеки от оптимизма. Состоялся даже небольшой обмен колкостями с Варшавой. В польской столице заявили: "Мы готовы в случае необходимости запустить газопровод, который соединит польскую систему с украинской в Германовице. Его пропускная способность составляет 2 млрд кубометров в год. Это немного, но когда украинцам нужна срочная помощь, мы готовы ее предоставить и… Польша ждет решения от украинской стороны".
Неофициальная версия НАКа — поляки публично ломятся в открытую дверь. Официально, естественно, выразились политкорректнее: "Мы благодарны Польше за готовность углублять сотрудничество в газовой сфере. Между Украиной и Польшей есть два газовых перехода — через "Дроздовице" и "Германовице".
Первый используется для транспортировки газа в Польшу, а второй — из Польши в Украину и имеет негарантированную мощность прокачки (летом — 4,3 млн кубометров в сутки, зимой — до 6,4 млн). Идут переговоры о том, чтобы, во-первых, мощности для импорта стали гарантированными. Во-вторых, договариваемся о полном разблокировании перехода "Дроздовице". Сейчас он заблокирован "Газпромом", который не позволяет использовать его другим поставщикам.
Для этого необходимо подписать прямое соглашение между украинским и польским операторами ГТС и внедрить европейские правила сотрудничества. Это в разы увеличит возможности для импорта газа в Украину".
В последнем пункте полякам ненавязчиво напомнили, что именно они опасаются поссориться с "Газпромом" и тянут время. Выражается надежда "на результативное завершение переговоров о разблокировании газовых переходов Украина—Польша и устранении внутренних ограничений на ГТС нашего партнера".
Заодно НАК тактично напомнила: "Еще существуют узкие места в ГТС Польши, ограничивающие поставки в украинском направлении… Украинская ГТС технически способна получать из Польши через существующие два интерконнектора до 20 млн кубометров в сутки (5,5 млрд кубометров в год. — И.М.).
Надеемся, что расширение мощности газопроводов на территории города Катовице удастся ускорить и сделать раньше 2022-го, — тогда мы получим прямой доступ к газу и с LNG-терминала в Свиноуйсьце, и из (будущего) газопровода Baltic pipe.
Важно, чтобы польские коллеги (украинского) "Укртрансгаза" сделали свою часть домашней работы".
И более жестко: "Труба должна, во-первых, надежно заполняться с польской стороны. И, во-вторых, нужно быть уверенным в том, что возможность поставок газа из Польши не исчезнет в самый критический момент…".
Обмен любезностями — свидетельство того, что стороны нервничают. Проект большого нового интерконнектора Украина—Польша (обещанный давным-давно) покрылся туманом и растворился в нем. Украина не видит необходимости закапывать более 200 млн долл., у поляков отсутствует особое желание. А лишних денег нет у обоих.
Можно ручаться, что до 2025-го никакой новой трубы не будет. Тут бы разобраться с апгрейдом имеющихся. В переводе с дипломатического это значит, что этой зимой — все своими силами, на имеющейся базе. Следующей — тоже.
Нюансы по-соседски
Вообще же самым простым вариантом для физического реверса было бы выделить для него один из четырех газопроводов высокого давления в Словакии, которые проходят от границы с Украиной до австрийского узла Баумгартен. И использовать его для транспортировки газа уже из Баумгартена в Украину. Одно это может дать 60 млн кубометров, т.е. хватит с запасом. Могло бы, но есть нюансы. Сейчас 77% мощности всех четырех трубопроводов зарезервировано "Газпромом". Хотя, по данным словацкого сетевого оператора Eustream, используется только 60% их мощности.
С 1 января 2020 г. уровень бронирования упадет только до 74%. Другими словами, одну трубу можно будет освободить, а в 2021 г., по данным "Укртрансгаза", такое бронирование вообще снизится до 66%. Однако пойдет ли на это Братислава, не факт.
"Газпром" уже предложил ей большой и вкусный кусок в виде договора на оплату транзита газа по короткому маршруту от чешской границы до австрийской примерно за те же деньги, что весь украинский транзит. Ничего личного — просто бизнес.
С Будапештом ситуация немного лучше. По идее, Украина совместно с оператором ГТС Венгрии, компанией FGSZ, осуществляет проект "Обеспечение гарантированной мощности в направлении Украины". Однако сроки его реализации "являются неопределенными в связи с отсутствием активных действий со стороны FGSZ ltd по реализации проекта и привлечению для него необходимых инвестиций. При этом украинская часть проекта была реализована еще в начале 2016 г.".
У венгров, впрочем, тоже были аргументы: существующие мощности достаточны и до конца не используются. Недавно было еще заявлено, что Украина увеличила пропускную способность газового перехода из газотранспортной системы Венгрии в Украину. Но проблема в слове "гарантированные".
Кроме того, россияне пообещали Будапешту, что они в 2020 г. будут получать российский газ даже при прекращении украинского транзита. И венгерское правительство, в отличие от нашего, вполне готовится к этому сценарию. Министр иностранных дел Сийярто заявил: "...легко может возникнуть ситуация, при которой Россия больше не будет поставлять газ в Европу через Украину. Поскольку мы всегда должны принимать в расчет наихудший сценарий при планировании мер безопасности энергоснабжения страны... мы сможем закупать часть природного газа через Австрию. А также заранее закачать газ в хранилище". Чем там активно и занимаются. Молодцы, что тут скажешь.
Молдова пока полностью сидит на транзите через Украину, но из Румынии к ней тянут газопровод Кишинев—Унгены. В 2018-м его выкупил румынский Transgaz, пообещав построить (за кредиты Евросоюза) к этому декабрю. Не построит. В лучшем случае — к лету следующего года. Так что Кишинев с нами в одной лодке (как и Тирасполь, кстати).
Мы предложили Молдове импортировать газ из стран Евросоюза по украинской ГТС ( без участия "Газпрома"), до15 млн кубометров в день. Если честно, этот пункт странный. Нам самим входных мощностей, в случае кризиса, может не хватить.
Более реальным выглядит предложение молдавской стороне создать собственный страховой запас газа в украинских подземных хранилищах, чтобы обеспечить бесперебойные поставки газа молдавским потребителям зимой 2019–2020 гг. Впрочем, предложение было отправлено еще весной, но ответа до сих пор нет, что не внушает оптимизма. В Молдове сейчас как раз идет процесс разделения ГТС (выделяют Приднестровскую часть). Шансы на появление молдавского газа в наших ПХГ довольно скромные.
Румыния сейчас никаких активных действий не предпринимает. Все планы со сроками "после 2025-го". Возможности сделать быстрее есть, с желанием пока не очень.
В общем, как уже писали, каждый сам за себя. В том числе и отвечать за действия или бездействие. Больнее всего за последнее.
#Нефть и газ #Нафтогаз Украины #Газпром #Северный поток 2 #газовая война #транзит газа