Лишний раз проявились недостатки критериев оценки претендентов. Это если забыть о том, что в Европе соглашения о разделе продукции на наземных участках с потенциальными запасами углеводородов вообще практически не применяют. Там обоснованно считают, что это для слаборазвитых стран. Почему Украина выбирает такой вариант нефтегазодобычи?
В эту субботу министр энергетики Игорь Насалик и глава газового дивизиона "Нафтогаза", в частности, "Укргаздобычи" Андрей Фаворов намеревались публично подправить друг другу физиономии. Все по-взрослому — на ринге. Министр даже нашел желающего предоставить площадку для такого шоу. Образовались и группы фанатов. Но в последний момент предполагаемый поединок все же отменили.
Министр иронично прокомментировал финал рисунком детских качелей с раскачивающимися касками: "Хочешь быть сильным, качайся", и поехал тягать 90-килограммовую штангу. Андрей Фаворов сказал, что боксировать он вполне готов, и предложил дебаты в прямом эфире.
Обмен "любезностями" происходил на фоне разворачивающегося конкурса на нефтегазоносные площади на условиях соглашений о разделе продукции (СРП) и имел к нему самое прямое отношение. Чего, в общем-то, никто и не скрывал, — на кону выбор претендентов на девять площадок на добычу нефти и газа на сверхльготных условиях.
С победителями конкурса Кабмин в течение двух месяцев должен будет подписать соглашения, по условиям которых победители получат спецрежим аж до 2069 г.
Неплохой срок даже для компенсации сравнительно долгих инвестиций в нефтегазовую отрасль. Тем более что фактически победители почти не будут платить ренту (например, предлагается рента по газу 1,25% вместо 28%). Да и площадь участков более чем приличная — 11,4 тыс. кв. км.
Государство от заключения соглашений о разделе продукции получит немного. Хотя прежде такие участки чаще всего вообще раздавались бесплатно и практически без внятных обязательств.
Впрочем, не все так шоколадно для победителей конкурса, — для начала тот же газ надо найти. Далеко не факт, что на всех площадках он есть в товарных объемах. И нет однозначного ответа, подтвердятся ли данные первичной геологоразведки. На самом деле все проверяется на практике. Тем не менее на торги были выставлены вкусные куски украинских недр, и было понятно, что все будет непросто.
Так и оказалось: при достаточно нейтральном составе Межведомственной комиссии по СРП фактически ее рабочий состав стал более колоритным. Сработало волшебное слово "доверенность".
И, опаньки, на свет божий появились две практически легендарные фигуры — бывший глава "Нафтогаза Украины" времен Ющенко Алексей Ивченко и менее публичный, но гораздо более известный и не менее заинтересованный в нефтегазодобыче Владимир Игнащенко. Последний, вне всякого сомнения, крупнейший специалист по СРП в Украине, участвовал во всех крупных нефтегазовых проектах. И заработал весьма неоднозначную репутацию. Никто не сомневается в его профессионализме, но уж очень он многогранен. При Януковиче Игнащенко заводил компании-"прокладки" в СРП с "Шевроном", позже публично занимался проектами "раскулачивания" имущества "Нафтогаза" и консультировал сравнительно честный отъем у государства Юзовской площадки. Сейчас он советник министра Игоря Насалика (был на момент написания этой статьи).
"Юзовку" (треть Харьковской области) при не сильно скрытой поддержке Игоря Насалика вполне-таки отжали и передали "правильному" инвестору. Сначала шарашкиной конторе, позже — более приличной словацкой фирме Nafta с чешскими корнями. Кстати, у "Нафтогаза" три площадки таки отжали, но под СРП они не попали. Хотя одну из них словакам неофициально предлагали. Кто отжал — отдельная, хотя и связанная тема. Без госорганов, а точнее, их представителей не обошлось.
В общем, Игнащенко — человек энергичный и несомненно грамотный. Когда он стал показывать свой вариант, кто должен победить в "прозрачном" конкурсе, многие насторожились. В первую очередь напряглась "Укргаздобыча", которая подала заявки на все девять участков (на четыре — вместе с канадской Vermilion).
Впрочем, прокачать попробовали и других. Например, по Софийской площадке попытались в пользу тех же словаков из Nafta подвинуть "ГеоАльянс" Виктора Пинчука с его явно сильной заявкой.
Для "Укргаздобычи" участие в конкурсе было разворотом на 180 градусов. При экс-главе компании Прохоренко основной месседж состоял в том, что "нам как госкомпании отдадут бесплатно". Впрочем, Прохоренко всего лишь озвучивал желание "Нафтогаза". За три предыдущих года "Укргаздобыче" не дали почти ничего. Но не только ей, хотя потенциальные инвесторы, в частности из США, с нетерпением ожидали прозрачных конкурсов, на которых уверенно рассчитывали получить нефтегазоносные участки. Очевидно, дождались.
Сейчас в НАКе и "Укргаздобыче" осознали, что все-таки придется покупать, и стали буквально пылесосить рынок. А тут — условия более чем льготные!
СРП на суше, на участках с потенциальными запасами углеводородов, в Европе вообще практически не применяют! Там обоснованно считают, что это для слаборазвитых стран. То, что мы до такого докатились, точно не повод для восторгов.
Однако появились реальные шансы, что "Укргаздобычу" выдавят с вкусных площадок. Результат ожесточенных подковерных споров — перенос финального заседания буквально на самый последний возможный день. К тому времени из девяти площадок спорными (с несогласованными позициями) оставались четыре. В минувший понедельник Межведомственная комиссия все-таки пришла к согласию, что и позволило заявить о победе.
Самый розовый вариант звучит так: "Подали 23 заявки от 14 компаний, четыре из которых из Канады, США, Великобритании. Украина может получить более 1,5 млрд долл. инвестиций в течение первых пяти лет действия СРП, а также потенциально 4,4 млрд долл. в течение срока действия соглашений (то есть в период50 лет. — И.М.).
540 млн долл. будет привлечено в геологоразведку и бурение поисковых скважин. Будет проведена высокоточная 3D-сейсморазведка на участках свыше 5000 кв. км.
Также планируется пробурить 57 разведочных и 400 промышленных скважин в течение срока действия соглашений".
Доля компенсационной продукции (благодаря которой инвестор рассчитывает возместить расходы на проект) составит 64–70%. Доля государства в остальной прибыльной продукции может составлять от 12 до 35% и будет увеличиваться (?) в пользу госбюджета, когда проект будет достигать точек окупаемости.
В общем, ура! И заброс чепчиков в воздух…
Реальность намного прозаичнее и скромнее. Так, из упомянутых потенциальных почти полутысячи скважин более-менее четкие обязательства есть только по 39. Да и сумма инвестиций (на пять лет) заметно меньше — 430 млн долл. Но лучше, чем могло быть (или не быть вообще).
Среди победителей — Пинчук, Ахметов, Коломойский с партнерами, пока еще государственная "Укргаздобыча", управляемая и контролируемая "Нафтогазом", и компании помельче.
И вот тут начинаются нюансы. "Укргаздобыча" из девяти заявок получила только четыре площадки, причем на две из выигранных не было конкурентов. Зато она неожиданно вылетела в конкуренции за пятую — Варвинскую площадку. Ее отдали ООО "Юкрейн Энерджи Эл Си" (созданной американскими компаниями Sigma Bleyzer и Aspect Energy). Хотя заявка этого ООО явно уступает заявке "Укргаздобычи". Так что вылет был обидным.
По информации ZN.UA, на этот раз "Укргаздобыча" молчать не стала — обратилась к министру энергетики и угольной промышленности Игорю Насалику и премьеру Владимиру Гройсману с просьбой объяснить механизм определения победителей. Но называть конкретную фирму не стала, попросив предоставить информацию о количестве набранных баллов (по каждому из критериев) поданными всеми участниками конкурсов заявками по всем выставленным на конкурс девяти участкам. Естественно, "учитывая высокий общественный интерес к проведению конкурсов по заключению соглашений о разделе продукции, а также для обеспечения открытости и прозрачности в деятельности Межведомственной комиссии" и с надеждой на дальнейшее сотрудничество.
Кабмину, которому законодательно дается два месяца на утверждение рекомендаций, совсем отмолчаться не удастся.
Еще один важный нюанс. Победителю конкурса на право заключения СРП придется договариваться с местными властями и громадами. А им точно не понравится почти бесплатная работа на их территориях или отчисление одной двадцатой части от 1,25-процентной ренты. (Сейчас они получают двадцатую часть от 28%.)
Конкурс продолжается. А 12 июля начнется новая серия — по шельфу. Напомним, что А.Богдан в статусе главы АП обратился с письмом к Кабмину с просьбой продлить сроки конкурса. Ведь два претендента на 9 тыс. кв. км — это мало. За этот период среди претендентов появились две компании: какие и чьи? Скучно точно не будет.
#Нефть и газ #Укргазвыдобування