Украина должна защищать экономическую конкуренцию и ввести одинаковые правила игры для всех рыночных игроков – в противном случае она рискует остаться без инвесторов.
Защита конкуренции является важнейшим условием для обеспечения эффективности рыночной экономики.
Без честной ее защиты такая экономика приобретает хищнические черты, как это происходит в Украине из-за недееспособности Антимонопольного комитета. Эта недееспособность в решающей степени обусловлена несовершенной процедурой назначения и увольнения его руководящего состава. Из-за ненадлежащего профессионального уровня руководства комитета и постоянной угрозы необоснованного увольнения наиболее профессиональных членов АМКУ зависим от произвола приближенных к олигархической власти лиц.
Эффект нарушения правил конкуренции вызывает в обществе не только большие материальные, но и очень негативные социальные последствия. Об остроте этого вопроса свидетельствовали выступления депутатов при утверждении постановления ВРУ о заслушивании отчета главы АМКУ, запланированном на 14 ноября 2019 г. Появилась надежда, что новая власть все же намерена навести порядок в сфере защиты конкуренции. Но по неизвестной причине этот отчет так и не состоялся.
В сентябре 2019-го в ВРУ был зарегистрирован законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины" относительно кадровых вопросов деятельности Антимонопольного комитета Украины" (№2151 от 17.09.2019). Он направлен на решение указанных проблем.
В действительности этот закон надо было принять еще до недавнего быстрого назначения новых членов комитета, состоявшегося в нарушение требований закона и Конституции. Теперь общественность ожидает, что после одиозных решений пока действующего главы АМКУ его все же уволят с высокой должности. Поэтому очень важно, чтобы хотя бы нового главу комитета назначили правомерно, согласно требованиям законодательства, а не волевым методом, удовлетворяя прихоти влиятельных в стране лиц, как это произошло с вновь назначенными членами комитета. В результате на высокие должности в самый важный для рыночной экономики государственный орган назначили случайных людей, а не высококвалифицированных специалистов, прошедших длительную подготовку практикой работы в АМКУ.
Но этот законопроект до сих пор не включен в повестку дня ВРУ. При этом почти через месяц был внесен и быстро принят к обсуждению на пленарном заседании законопроект №2260 от 11 октября 2019 г. В традициях предшественников у него загадочное название "О внесении изменений в некоторые законы Украины". Из такого названия сложно понять, о чем, собственно, идет речь. Более того, его объем огромный, разнородных вопросов много, поэтому мало надежды, что каждый депутат сможет детально его проработать.
В этот законопроект-винегрет включили самые разнообразные вопросы, разобраться в которых сложно не только депутату, но и специалисту в отдельной сфере. В частности, он содержит урезанные изменения в закон об АМКУ, которыми, однако, не решаются вопросы обеспечения профессионального уровня и независимости должностных лиц этого государственного органа.
Трагедия заключается в том, что с учетом наличия монобольшинства он был быстро принят в первом чтении, несмотря на многочисленные замечания, требования доработать и призывы воздержаться от поддержки этого закона. Но, судя по всему, его могут очень быстро принять и во втором чтении. Поэтому вполне вероятна угроза, что законопроект №2151, где тщательно выписаны вопросы обеспечения профессиональности и независимости АМКУ, так и не будет принят.
Хочу напомнить, что представители новой власти обещали в своих предвыборных программах решить эти вопросы. И при возможности сейчас подчеркивают это каждый раз на ответственных совещаниях и форумах. Особенно привлекательно это выглядит на международных конференциях, где правительство объявляет потенциальным инвесторам свои ближайшие планы по настоящей защите конкуренции и убедительно заверяет, что "это является нашим приоритетом, потому что экономический рост невозможен без честной конкуренции".
Иностранные партнеры, учитывая опыт развитых стран, давно и постоянно обращают внимание на эту проблему. Инвесторы не хотят иметь дело со страной, где не работают одинаковые для всех правила игры. Но в нашей стране, очевидно, по политическим соображениям, проблемы продолжительное время не решаются надлежащим образом. Это существенно снижает вероятность серьезных и выгодных стране иностранных инвестиций. Последним фактом является то, что МВФ включил это требование как одно из десяти условий продолжения дальнейшего сотрудничества с Украиной. Реформа Антимонопольного комитета является одной из принципиальных вещей для Фонда.Поэтому далее медлить с этим вопросом недопустимо.
Учитывая реальную возможность демарша МВФ из-за невыполнения условий продолжения сотрудничества, была развернута бурная деятельность по разработке законопроектов, направленных на реформу конкурентной политики. Иностранные партнеры тут же оказали свою финансовую и интеллектуальную поддержку в этом направлении. Программа USAIDI "Конкурентоспособная экономика" 7 ноября 2019 г. провела межправительственную встречу по вопросам реформы конкурентного права в Украине. В ней приняли участие премьер-министр Украины, министр экономики, торговли и сельского хозяйства и его заместительница, депутаты Верховной Рады, глава АМКУ, а также международные эксперты Федеральной торговой комиссии США, антимонопольных органов ЕС и США. Были обсуждены проблемы отечественного конкурентного законодательства и лучшие международные практики, обеспечивающие соблюдение конкурентного права в других странах мира. В рамках этой встречи была проведена панельная дискуссия "Независимость антимонопольных органов и роль судебной власти и законодательной системы в поддержании конкурентной политики и обеспечении правоприменительных действий".
А на днях в парламенте был проведен круглый стол "Обсуждение конкуренционно-антимонопольной реформы", организатором которого выступил парламентский комитет по вопросам экономического развития. В частности, рассматривались вопросы усиления независимости и эффективности деятельности АМКУ, внедрения системы урегулирования споров в делах о нарушении конкурентного законодательства (settlement), усовершенствования системы освобождения от ответственности за картели (leniency), судебной реформы в сфере конкуренции, создания Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере публичных закупок и другие.
Вопросы очень важные и чрезвычайно актуальные. И их, безусловно, надо решать не в спешке, а взвешивая каждый шаг. Понятно, что проведение такой реформы требует профессионального обсуждения не только в узком кругу депутатского корпуса и заинтересованных представителей правительства, но и среди представителей бизнеса и научных кругов. А на это понадобится много времени. Тем более что необходимым условием кардинальных реформ является еще и внесение изменений в Конституцию Украины. Вместе с тем ситуация в стране, связанная с кадровым обновлением формата АМКУ и важностью немедленного удовлетворения требований МВФ, диктует необходимость неотложных мер.
Для реально возможного и быстрого решения проблемы я обратилась с открытым письмом к высшим должностным лицам страны и ряду депутатов о необходимости их срочного содействия в решении вопросов немедленного обеспечения профессиональности и независимости АМКУ. Считаю, их можно урегулировать, не ожидая завершения длительной процедуры обсуждения конкуренционно-антимонопольной реформы, рассмотрения и утверждения соответствующего законопроекта огромного объема, окончательного текста которого в действительности еще нет. Речь идет о включении в законопроект №2260 (который в скором времени должны рассматривать уже во втором чтении) тех требований, которые содержались в законопроекте №2151 и компактно изложены мной на нескольких страницах текста.
В частности, это изменение назначения руководящего состава АМКУ президентом Украины на их назначение Верховной Радой, как того требует действующая Конституция. Предложено определять профессиональные требования к назначению по результатам открытого конкурсного отбора главы комитета, государственных уполномоченных и глав территориальных отделений АМКУ, а также исчерпывающие причины досрочного прекращения их полномочий. Считаю, что этих должностных лиц должны отбирать с привлечением представителей бизнес-среды, парламента, правительства, президента, научных и журналистских кругов и т.д.
Эти требования соответствуют предмету регулирования законопроекта №2260 и не требуют внесения изменений в Конституцию Украины. Напомню, при обсуждении в первом чтении глава подкомитета А.Корниенко, подававший законопроект на рассмотрение, заверил, что, принимая во внимание результаты обсуждения и заключение Главного научно-экспертного управления, комитет предлагает при втором чтении внести поправки по уточнениям, которые не были предметом рассмотрения в первом чтении и соответствуют предмету правового регулирования законопроекта. То есть юридических препятствий нет. Необходимы только политическая воля и понимание важности ситуации, которая сложилась в стране и нуждается в экстренном решении.
Впрочем, не будучи убежденной, что реакция на мое предложение будет оперативной, и учитывая чрезвычайную важность вопроса для экономики Украины, считаю необходимым еще раз подчеркнуть важность этой проблемы на страницах "Зеркала недели. Украина" как одного из самых авторитетных изданий, объединяющих настоящих интеллектуалов страны. Хочу, чтобы меня все же услышали, поскольку обладаю немалым опытом практической, научной и преподавательской деятельности в сфере защиты конкуренции.
#Верховна Рада Украины #Финансы #МВФ #Антимонопольный комитет Украины