Специальный доклад: реализация потенциала экономического роста Украины

Несмотря на то, что Украина и добилась прогресса в создании предпосылок для устойчивого роста, но развитие экономики продолжает сдерживаться незавершенными реформами, приводящими к низкой производительности, чрезмерной зависимости от экспорта товаров, слабых институтов, недостатка прямых иностранных инвестиций и интеграции в глобальную экономику.

Достижение более высокого и устойчивого экономического роста предполагает прогресс в продвижении особо важных реформ для повышения производительности и роста инвестиций, в том числе в таких сферах, как: верховенство права и защита прав собственности; земельная реформа; разумное управление и надзор в финансовом секторе; развитие конкуренции в газовом секторе; а также логистика и связь, с целью использования возможностей внешней торговли в полном объеме.

Структурные проблемы и затягивание с реформами ведут к слабому экономическому росту Украины

Темпы экономического роста на Украине остаются слишком низкими, чтобы снизить бедность и достичь уровня доходов соседних европейских стран. После 16-процентного совокупного сокращения экономики в 2014-2015 годах, экономический рост приблизился к уровню 2,4% в 2016-2017 годах и 3,3% — в 2018 году. Более быстрый экономический рост в течение длительного периода времени является необходимым условием для снижения уровня бедности, который остается выше докризисных позиций. Украине еще предстоит расширить значительный диапазон деятельности, если она стремится стать страной с высоким уровнем доходов и преодолеть разрыв в ресурсах, существующих в сравнении со странами с развитой экономикой. Сегодня Украина еще далека до достижения этой цели. С точки зрения уровня ВВП на душу населения, Украина остается одной из беднейших стран региона, то есть находится на уровне Молдавии, Армении и Грузии. ВВП Украины на душу населения по паритету покупательной способности, примерно втрое ниже, чем в Польше, несмотря на аналогичный уровень доходов в 1990 году.

При существующих темпах экономического роста, Украине понадобится более 50 лет, чтобы достичь уровня доходов сегодняшней Польши. Если темпы роста производительности на Украине и темпы поступления инвестиций останутся на низком уровне, что наблюдается в последние годы, то в среднесрочной перспективе темпы роста экономики могут замедлиться до нуля, поскольку рост производительности будет нивелирован сокращением отдачи от рабочей силы через демографические тренды. Повышение производительности до 3% в год, а инвестиций — до 30% от ВВП могут привести к увеличению роста экономики до 4% в год в долгосрочной перспективе. Учитывая сокращение общего количества населения, это будет означать рост ВВП на душу населения примерно на уровне 4,5% в год. Однако, такой рост производительности и инвестиций не произойдет сам по себе, изменения могут появиться лишь благодаря внедрению соответствующих стратегий, повышающих производительность и увеличивающих доходность факторов производства.

Незавершенная трансформация экономики Украины сдерживает производительность, мотивацию к накоплению капитала и росту экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью

Трансформация Украины в конкурентоспособную рыночную экономику остается не достаточной. Были созданы официальные рыночные институты, система прав на частную собственность, вместе с частным сектором и рынками, но государство остается важным игроком в экономике через владение 


значительной частью производственных активов. Защита прав собственности до сих пор не осуществляется должным образом из-за слабой судебной системы и государственных учреждения, а также высокий уровень коррупции и влияния частных интересов. Нарушение свободной конкуренции остается одним из ключевых препятствий для привлечения прямых иностранных инвестиций и структурной трансформации экономики.

Чрезмерная зависимость от экспорта сырья сдерживает чрезвычайно необходимую реструктуризацию экономики и роста экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью. За последнее десятилетие доля капиталоемкого экспорта сократилась почти на 16% в 2017 году из-за низких инвестиций в основной капитал. Кроме того, доля трудоемкой продукции в структуре экспорта осталась очень слабой, несмотря на то, что Украина имеет значительное количество трудовых ресурсов среди стран Европы. В производственном секторе участие Украины в глобальных цепочках создания стоимости (ГЦСС) остается низкой. Благодаря участию в ГЦСС, страны обмениваются не только продуктами, но и технологиями, знаниями и создают сети. Как следствие, структура экспорта Украины остается высококонцентрированной на небольшом количестве ресурсных товаров, в частности, металлургической и сельскохозяйственной продукции. Это делает экономику уязвимой к внешнеэкономическим воздействиям и ценовым циклам на товарных рынках и вместе с краткосрочными внешними займами делает траекторию роста Украины волатильной и неустойчивой.

Уровень инвестиций в Украину и общая производительность факторов производства, то есть эффективность использования рабочей силы, капитала и земли между секторами и предприятиями, остаются низкими. Среднестатистический рабочий в Германии за 17 дней производит столько же, сколько среднестатистический рабочий на Украине за один год. Значительные различия в уровне производимой продукции на одного рабочего по сравнению с развитыми странами обусловлены отставанием Украины как в эффективности производства, так и меньшим количеством основного капитала. На протяжении последнего десятилетия Украина достигла определенного прогресса в преодолении разрыва в эффективности, но страна остается ограниченной в количестве основного капитала из-за недостатка инвестиций, включая и прямые иностранные инвестиции. Уровень капитала на одного работника на Украине на том же уровне, что и в конце 1990-х годов. Украина остается также и аутсайдером с точки зрения уровня капитальных инвестиций, что сдерживает потенциал экономического роста.

Как Украина может ускорить экономический рост?

В будущем основная проблема Украины будет заключаться не в том, чтобы достичь высокого роста в следующем году или в течение нескольких лет, а скорее в том, чтобы сделать экономический рост быстрым, продолжительным и инклюзивным. Три десятилетия переходного периода показали, что Украина может запустить двигатель экономического роста, потому что уже имела примеры интенсивного развития. Когда внешние условия благоприятны, активация роста не требует существования мощных рыночных институтов и системы прав собственности, но такой рост часто оказывается неустойчивым. В 2000-2008 годах экономика Украины увеличивалась на 7% в год. Однако, эта тенденция базировалась на крупных международных финансовых поступлениях и кредитной экспансии, что оказалось неустойчивым решением. Украина все еще платит счета после этих результатов в виде огромного количества негативно классифицированных активов в банковском секторе и трудностями с получением новых кредитов.

Достижение высокого уровня роста экономики потребует сочетание увеличения производительности и инвестиций. Нагрузка на сектор инвестиций и рост производительности особенно высоки ввиду того, что из-за демографических факторов и трудовой миграции на Украине ожидается уменьшение количества рабочей силы. Поддержка инвестиций и роста производительности потребует реформирования политики в трех направлениях:

• Уменьшение роли государства в экономике, устранение препятствий для использования факторов производства и укрепления человеческих ресурсов для создания толчка к росту производительности. Это может быть достигнуто за счет уменьшения потребления и увеличения государственных инвестиций, приватизации государственных предприятий и разделения естественных монополий; открытия рынка сельскохозяйственных земель; усиления корпоративного управления в государственных банках и комплексной реформы системы образования Украины.

• Содействие прямым иностранным инвестициям и интеграция в глобальные цепочки создания стоимости, совершенствование сферы логистики и связи, для использования возможностей внешней торговли в полном объеме. Одним из важнейших факторов привлечения ПИИ (прямых иностранных инвестиций) является защита прав собственности.

• Поддержание стабильной макроэкономической политики, предоставление каждому равных возможностей и укрепление верховенства права, чтобы превратить экономические институты в более устойчивые.

#Финансы #Всемирный банк

Читайте також

Найпопулярніше
Замкнена вертикаль. Що таке Вищий антикорупційний суд і чому його створення бояться політики?
Запит на справедливість або популізм?
Субсидія за новими тарифами: чи вистачить в бюджеті грошей
Актуальне
Росія активізує свої дії в енергетичній сфері. Який нині стан справ та які перспективи попереду?
У Сербії ще один член уряду подав у відставку після фатальної аварії на залізничній станції.
Зеленський висловив свою думку щодо можливості того, що Трамп зможе зупинити війну, а також обговорив фактори, які можуть призвести до поразки України.
Теги