В Украине стратегию как государственного регулирования экономики, так и рыночного саморегулирования многие годы определял экономический интерес олигархата, очень редко совпадающий с национальным экономическим интересом.
И если в условиях цивилизованной экономики система государственного регулирования экономики направлена на повышение уровня жизни наименее обеспеченных слоев населения и ограничение монополистических тенденций, то в Украине все происходило с точностью до наоборот. Сейчас важно не упустить полученный нами исключительный шанс для изменений.
У нас сформировался специфический тип хозяйственного механизма, базирующегося не на действии рыночных регуляторов или государственного вмешательства в экономику, а на обеспечении экономических интересов олигархической прослойки населения. Рыночные механизмы при этом искажаются, а государственные рычаги влияния используются как ширма, за которой продолжается перераспределение бюджетных средств и доходов граждан в пользу определенного класса.
Официально такую деятельность и ее мотивы проследить и определить достаточно сложно. Конечно, можно оценить ее объемы по результатам деятельности в определенных направлениях и по уголовным делам, возбужденным силовыми структурами по определенным процессам и событиям. Но расследования незаконных схем и мошенничества в государственном секторе в Украине проводят в основном журналисты. Фундаментальными действиями в секторе государственного регулирования, разрушающими экономику Украины, на сегодняшний день являются: изменение собственников средств производства и имущества с помощью различных схем, в том числе и рейдерства стратегического экономического ресурса — земли; оформление собственности на третьих лиц или иностранных субъектов, чтобы невозможно было установить реальных собственников и бенефициаров, уклонение от уплаты налогов; применение фирм-прокладок при заключении государственных контрактов для получения значительных прибылей при завышении цены соглашения; манипулирование тендерными процедурами, в частности путем применения "специальных" условий; недопущение к официальной приватизации реальных конкурентоспособных субъектов и т.п.
В цифровой фактаж все перечисленные тенденции, непрозрачность системы государственного менеджмента, общий уровень тенизации экономики и особенности деятельности правоохранительных структур уложить очень сложно. Но при этом можно привести реальные показатели, разработанные международными организациями, в частности, такими как МВФ, Всемирный банк, ООН, согласно которым в Украине самый низкий уровень жизни в Европе, а 64% нашего населения находятся за чертой бедности.
Сырьевая ориентация экономики, нежелание создавать товар с высокой добавленной стоимостью, стремление продавать энергоносители плохого качества внутри государства по ценам качественных западных энергоносителей сформировали нерациональную структуру национального хозяйства. В то же время действующая система государственного регулирования направлена именно на такую модель экономической деградации страны на фоне обогащения существующих кланов.
Любая бюрократическая система стремится к увеличению собственного финансирования, расширению полномочий и штата. Несмотря на декларируемое направление по сокращению административного аппарата, его численность на протяжении последних лет выросла более чем вдвое.
В большинстве стран инфляция является монетарным фактором, вызванным превышением объема денежной массы над количеством произведенных товаров. В Украине системное повышение цен является следствием монополизации определенных секторов экономики (сельское хозяйство, продукты питания, жилищно-коммунальные услуги, бензин и горюче-смазочные материалы). Вместо регулирования денежной массы центральный банк Украины регулирует конкурентные отношения в банковском секторе. Вследствие деятельности НБУ количество банков в стране системно сокращается, но на протяжении последних лет ни один из российских банков не исчез, и их позиции системно улучшаются. Это означает, что украинские банки создают все меньшую конкуренцию вражеским субъектам вследствие сокращения их количества.
Кроме этого, одним из реальных механизмов финансового мошенничества, девальвации гривни и вывода денежного капитала за границу является рефинансирование, осуществляемое НБУ. Рефинансирование — это предоставление временных займов коммерческим банкам для покрытия их кассовых разрывов, что является одной из обязанностей НБУ с целью предотвращения банкротства банков. Банк, не получающий такую помощь, может очень быстро исчезнуть. Этот элемент монетарной политики никогда не рассматривался как источник коррупции, хотя именно он приводит к росту курса. Например, банк получает 200 млрд грн и использует их не на покрытие разрывов, а на приобретение иностранной валюты. В результате такого спроса курс валюты мгновенно идет вверх, а гривня соответственно обесценивается. После этого банк продает долю валюты, например эквивалентную 150 млрд грн на момент приобретения, но уже по новой, более высокой, цене, что позволяет ему вернуть средства НБУ, получить доллары, обвалить гривню, сделать население еще беднее из-за постепенного роста цен. Во всех финансовых кризисах с момента введения гривни надо рассмотреть роль рефинансирования в скачках валютных курсов. Также рефинансирование может предоставляться банкам, банкротства которых нельзя избежать, что приводит к потере бюджетных средств и возможности злоупотреблений на управлении активами обанкротившегося банка.
С начала российской агрессии украинская национальная валюта девальвировала в 3,5 раза, в то время как российский рубль обесценился только в 3 раза. И это в условиях, что страна-агрессор находится под многими санкциями, усложняющими поступление в нее иностранной валюты. Украина же, наоборот, функционирует при мировом содействии в сфере всемирной торговли. Следовательно, наша девальвация — внутренняя и рукотворная. При этом импорт российских товаров в Украину системно растет, и, согласно такой логике, мы — почти единственная страна в мире, поддерживающая экономику напавшего на нас государства.
Государственная политика в сфере предоставления дотаций также носит исключительно субъективный характер, дотации дают отдельным представителям и отдельным компаниям. Все это приводит к ухудшению конкурентной среды, сокращает объем независимых друг от друга товаропроизводителей, приводит к усилению монопольной власти получателей дотаций и росту цен в отрасли.
Как видим, все эти черты присущи XX ст. и не имеют никаких реальных экономических, научных или каких-либо других результатов. Смыслом деятельности такой системы является формирование двухклассового общества: господствующего класса, состоящего из политической и экономической "элиты", класса потребителей, и "планктона", существующего для кормления правящего класса. Такая система не стремится к развитию, ее целью является консервация статус-кво.
Существующая структура хозяйственного механизма Украины в целом и цели государственного регулирования экономики, в частности, имеют свою структурную специфику и особые приоритеты. Сохранение такой системы государственного влияния приведет к ряду негативных последствий, изложенных ниже.
Экономическими последствиями реализации государством экономического интереса олигархии являются:
— трансформация экономической системы, в частности, постепенное уменьшение доли малого и среднего бизнеса по сравнению с крупным бизнесом, имеющим лоббистов во властных структурах;
— банкротство всех отраслей экономики за исключением жилищно-коммунального хозяйства и производителей продуктов питания из-за тотального сокращения уровня жизни и невозможности населения удовлетворять даже первичные экономические потребности;
— уничтожение среднего класса, окончательное расслоение общества на малообеспеченных и очень богатых;
— нравственная и квалификационная деградация системы государственного управления;
— тотальная монополизация всех экономических и политических процессов;
— постепенная деградация отечественного производства из-за отсутствия инвестиций монополий в модернизацию производства и из-за ориентации на сырьевой экспорт;
— переход абсолютного большинства объектов частной собственности, в частности недвижимости и земли, в собственность олигархов.
Общественные последствия приведенных тенденций таковы:
— отсутствие не то что действия, а даже наличия перспектив работы социальных лифтов;
— негативные демографические тенденции, депопуляция и утечка мозгов, сокращение продолжительности и качества жизни;
— разрушение правовых принципов функционирования государства, ответственность перед законом только беднейших слоев населения;
— уничтожение свободы слова, прозрачности использования государственных средств;
— свертывание процессов демократии, возможности влияния граждан на общественные и экономические процессы;
— потеря цивилизационных перспектив.
Agropolit.com
Принимая во внимание то, что регулирующие органы системы государственного управления выполняют не присущие им функции, надо отказаться от них и вернуться к обычным задачам, определенным временем и опытом развитых стран. Эти задачи многократно описаны как в зарубежной, так и в отечественной литературе, главными из которых являются ограничение монополизации, содействие экономической свободе, повышение уровня жизни населения и увеличение его продолжительности. Сейчас, когда власть в стране обновилась на 80%, появилась исключительная возможность для принципиальных для страны трансформаций. Но для этого необходимо, чтобы "новоприбывшие" не захотели славы действующих олигархов, их состояний и привилегий, а действительно были готовы к структурному реформированию страны.