Соя для сельского хозяйства Украины – одна из наиболее перспективных культур. Будучи одновременно продуктом питания, источником органических удобрений и валютных поступлений в страну, она имеет большой потенциал с точки зрения создания новых рабочих мест в сегменте переработки и, соответственно, добавленной стоимости. Но Украина пока что застряла на сырьевом этапе соевого производства – экспортирует ее, в основном, в необработанном виде.
Баталии вокруг «соевых правок» внесли немалую сумятицу в планы всех участников соевого рынка страны. Но достигнутый в итоге компромисс, который выразился в принятии и подписании президентом Петром Порошенко законопроекта №7403-д, с одной стороны учел интересы непосредственных производителей, а с другой – подстегнул переработчиков к наращиванию мощностей.
По оценкам Министерства сельского хозяйства США (USDA), в 2018/2019 маркетинговом году ожидается рост экспорта сои из Украины: на мировой рынок поступит 2,95 млн т бобов, что на 9,3% больше, чем годом ранее. Экспорт соевого шрота предположительно увеличится на 6,7%, до 400 тыс. т, а вот поставки соевого масла – сократятся на 8,8%, до 155 тыс. т. Аналитики USDA подтверждают, что в Украине мощностей для переработки сои еще недостаточно.
Оксана Просоленко, региональный директор Ассоциации «Дунайская соя», рассказала iAgro о потенциале переработки этой культуры в Украине и перспективах завоевания нашими производителями мирового рынка.
Мы живем в парадигме того, что подсолнечник – это основная масличная культура. По факту это не так. В ближайшие годы основной прорыв произойдет на рынке сои.
Соя – достаточно новый продукт для Украины, и посевные площади под ней пока относительно небольшие. Сейчас они составляют около 1,7 млн га, на пике достигая чуть более 2 млн га. Но исходя из того, что рынок подсолнечного масла близок к насыщению, и учитывая высокую маржинальность сои, этот показатель будет увеличиваться.
Мы ожидаем, что в ближайшие пять лет посевные площади под этой культурой могут достичь 4 млн га. Что касается урожайности, то вне зависимости от погодных условий на наших качественных почвах мы спокойно можем получать 2,5-2,7 т с га.
Потенциал Украины в увеличении объемов производства сои мы оцениваем в минимум 8 млн т против нынешних четырех. При этом в стране уже есть достаточно хорошая база для переработки, и она будет увеличиваться. Барьер выхода на рынок невысокий. Несмотря на присутствие глобальных компаний, потенциал отрасли позволяет еще закрепиться в ней.
Сейчас мы перерабатываем внутри около 1 млн тонн сои. По экспертной оценке, потенциал переработки – порядка 4 млн т, и этот скачек мы сможем увидеть в течении нескольких лет.
В Украине пока нет ни одного реализованного проекта по рафинации соевого и рапсового масел. Рапсовое масло мы производим для технических потребностей, в основном на европейские страны, и закрываем часть китайского спроса. Украинское соевое масло очень ценится в Китае, хотя там весьма высокие требования по качеству.
Заявлено много разных проектов по переработке сои. Например, компания «АТК» запускает в Хмельницкой обл. крупный маслоэкстракционный завод, который специализируется конкретно на соевых продуктах. Есть ряд проектов от лидеров масличного рынка, находящихся в стадии декларирования.
Украина уже сейчас – крупный переработчик сои, у нас высокая экспертиза. Увеличение объемов внутренней переработки выльется в увеличение экспорта переработанных продуктов. В основном это будут соевые масла и шрот.
Объективно при увеличении производства масличной до 8 млн тонн все равно останется значительный экспортный потенциал. В этом смысле изменение экспортного режима в части компенсации НДС исключительно непосредственным производителям мало что изменило, и мы оцениваем эту новацию как потенциал для повышения качества производимой продукции, что позволит более эффективно конкурировать на рынке.
Соя, в отличие от подсолнечника, – глобальный продукт. Он непосредственно завязан на глобальные тренды, на биржевые котировки и все, что с ними связано. С другой стороны, это и глобальная конкуренция.
На этом рынке Украина соперничает с Латинской Америкой и США, имея при этом важное преимущество перед ними: рядом с нами находится один из самых крупных потребителей протеинов в мире – Евросоюз. С другой стороны, ЕС – это рынок со спросом на продукт без ГМО, а у нас на полях до половины сои – генно модифицированная.
Сейчас, к сожалению, мы интересны как сырьевая зона, производители полуфабриката. Чтобы изменить это, нужно улучшать свои технологии, повышать качество конечного продукта и конкурировать непосредственно на потребительских рынках.
Соевый шрот востребован, но выйти с ним на новый рынок очень сложно. Европейские животноводческие компании, которые находятся рядом, уже работают с определенными поставщиками, и вводить новых достаточно затруднительно. Поэтому для того, чтобы завоевать этот рынок, необходимо время.
Но ключевой вопрос – это ГМО, с которым нужно разобраться еще на полях. От этого многое зависит. Мы теряем рынки, на которых давно могли бы успешно торговать.
Европа хочет не просто высокий протеин, к которому привыкла. Европейцам нужно стабильное качество. Они хотят контроля по всей цепочке, понимания, кто вырастил этот продукт и кто его переработал. Нам нужно уладить вопрос с качеством готовой продукции – и европейский рынок будет нашим ключевым партнером.
#Агрорынок #соя