Дорога в 2019 год: какие автомобильные пути отремонтируют в Украине

В 2018-м дорожная сфера Украины переживала переходный этап, ведь это был первый год децентрализации сектора и работы Дорожного фонда. 

Но даже в таких условиях отрасль показала довольно хорошие результаты. В свою очередь, планы на 2019 год еще более амбициозные, — по сравнению с ними даже хорошие текущие результаты могут оказаться всего лишь разминкой.

Победы и провалы 2018 года
В 2018 г. украинская дорожная сфера пережила сразу несколько новаций. Была проведена децентрализация дорожного хозяйства — 117 тыс. км дорог местного значения были отданы в распоряжение областных государственных администраций (ОГА). При этом на балансе у "Укравтодора" осталось около 52 тыс. км государственных и международных дорог.

Серьезные изменения претерпел и механизм финансирования сектора. В этом году в Украине официально заработал Дорожный фонд — структура, основная задача которой заключается в аккумулировании денег с акцизов на топливо, уплачиваемых каждым автомобилистом, а также некоторых других сборов. По идее, эти средства и так много лет должны были идти исключительно на нужды дорожной сферы. Но в Украине до 2018 г. они попадали в общий государственный бюджет, из которого финансирование дорог осуществлялось по остаточному принципу.

Дорожный фонд стал инструментом, позволившим сделать деньги на дороги целевым ресурсом. В 2018 г. его общий размер составил 32,6 млрд грн, или 50% от всех соответствующих поступлений. К 2020 г. долю акцизов и других сборов, поступающих в фонд, увеличат до 100%.

Если говорить о распределении денег из фонда, то 35% идут на местные дороги, 65 — на трассы государственного и международного значения, а 5% — на финансирование мероприятий по безопасности дорожного движения в соответствии с государственными программами.

На вопрос, почему все 100% акцизов нельзя было сразу направить в Дорожный фонд, лучше всего поможет ответить статистика освоения финансовых ресурсов на местные дороги по областям. За строительный сезон у нас появились лидеры — Хмельницкая, Винницкая, Черниговская, Запорожская, Львовская, Харьковская и Днепропетровская области. К примеру, в Хмельницкой области использовали все 100% денег, в Винницкой — 98, в Черниговской — 97, в Запорожской — 94, а во Львовской и Харьковской — по 92% средств. Что касается аутсайдеров, то ими стали Луганская, Одесская, Тернопольская и Николаевская области. Так, в Луганской области израсходовали только 46% доступных денег, в Одесской — 57, в Тернопольской — 64, а в Николаевской области — 69%.

На первый взгляд, такая ситуация может показаться очень странной. Почему в государстве, которому, по разным оценкам, требуются сотни миллиардов или даже триллионы гривен на полное восстановление дорожного хозяйства, отдельные области не смогли освоить по 700–900 млн за целый год?

Дело в том, что для многих ОГА необходимость заниматься ремонтом дорог стала "неожиданностью". Даже несмотря на то, что "Укравтодор" проводил соответствующие консультации еще с 2017 г., ОГА слишком долго определяли наиболее приоритетные участки, объявляли тендеры, выбирали победителей. В результате за время, оставшееся непосредственно на строительство, выбрать потенциально доступные суммы оказалось просто невозможно.

В целом по Украине на дорогах государственного и международного значения, относящихся к сфере ответственности "Укравтодора", были выполнены все запланированные работы. В то же время на местном уровне показатель составил всего 63%. Тем не менее существует большая вероятность, что уже в следующем году мы сможем значительно улучшить этот результат, поскольку сейчас чиновники в каждой области обладают уже не только теоретическими, но и практическими знаниями, касающимися необходимых процедур и подготовительных работ. И даже если в 2018 г. они допустили некоторые ошибки, в 2019-м можно будет предотвратить повторение подобного сценария.

Международные деньги
Один из серьезных источников финансирования дорожного строительства в Украине — деньги от наших международных партнеров. В их число входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Вместе с МБРР мы реализуем сразу два проекта. Среди них — "Второй проект улучшения автомобильных дорог и безопасности движения", в рамках которого проводится капитальный ремонт участка трассы Харьков—Должанский, а также дороги Стрый—Знаменка. В целом в 2018 г. в рамках этого проекта выборка составила почти 1,8 млрд грн. Также МБРР финансирует "Проект развития дорожной отрасли", в рамках которого ремонтируются участки трассы Киев—Харьков, а общая выборка на конец года составит почти 860 млн грн.

В свою очередь, ЕБРР и ЕИБ финансируют "Проект улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подъездах к городу Киеву". В частности, выборка доступных кредитных ресурсов от ЕБРР должна составить 1,25 млрд грн до конца года, а от ЕИБ — почти 1,35 млрд в случае поступления очередного транша. В этот проект, к примеру, входит строительство обхода города Житомира, который мы реализуем вместе с китайским подрядчиком. Также это транспортные развязки на дорогах Киев—Одесса и Киев—Чоп. Проект даже включает содержание участков дороги Киев—Чоп частным подрядчиком на основании конечных результатов, — так называемые контракты OPRC. За несколько лет они прекрасно зарекомендовали себя как пилотные инициативы, и в дальнейшем планируется расширить использование такого подхода к содержанию дорог.

Что касается работы с международными кредитами, то в целом выборка составляет почти 100% от запланированных показателей. Это очень хорошо, ведь ранее Украина не могла похвастаться такими результатами. Поэтому нам приходилось платить за реально не израсходованные средства, как прямо теряя деньги на выплате процентов, так и недополучая положительный экономический эффект из-за меньшей скорости строительства дорог. Конечно, такая ситуация была невыгодна для государства, поэтому улучшение показателей выборки — действительно хорошее достижение, результат слаженной работы команды специалистов.

Международные кредиты на 2019 год
Что касается проектов, финансируемых иностранными кредиторами, в 2019 г. не стоит ждать каких-либо сюрпризов. Впрочем, в случае с дорогами именно отсутствие непредвиденных событий — позитивное и желаемое состояние. Дело в том, что раньше Украина часто не могла дофинансировать те или иные проекты. Например, в одном году планировали построить дорогу. Это было заложено в бюджете на следующий год, и строительство начиналось. Но через год находились другие приоритетные проекты. Работа останавливалась, а недострой оставался стоять в лучшем случае год. В худшем — к трассе возвращались только тогда, когда это было уже не актуально, а выполненная перед этим работа была полностью утрачена.

Напротив, у проектов за средства международных доноров подобных преград нет. Поэтому в 2019 г. мы планируем окончательно завершить работы на трассе Киев—Одесса в рамках проекта с ЕБРР и ЕИБ. Также в 2018 г. был подписан контракт на ремонт участка дороги Киев—Чернигов, начало работ по которому запланировано именно на 2019 г.

Другой иностранный подрядчик начнет работы по капитальному ремонту дороги Киев—Харьков. В свою очередь, будет полностью восстановлена дорога первой категории Киев—Должанский. Наконец, планируется окончательно завершить работы, не выполненные итальянским подрядчиком — фирмой Todini.

Также будет продолжена реконструкция Северной объездной дороги Житомира, в рамках которой расширяют проезжую часть с двух до четырех полос, а финансирование осуществляется за счет кредитных средств от ЕБРР и ЕИБ.

В целом в 2019 г. запланировано выбрать около 5 млрд грн кредитных ресурсов, что приблизительно равно показателю 2018 г. Подобная динамика —индикатор стабильных темпов, на которые выходит украинская дорожная отрасль.

Проекты "на старте"
В 2019 г. будет продолжена реализация пятилетней "Программы развития дороги 2018–2022". За это время в стране планируется восстановить большое количество трасс и магистралей.

Как рассказывалось ранее, сейчас в Украине у каждой области — собственный дорожный бюджет. Именно поэтому регионы разработали собственные планы работы на 2019 г. с учетом местных потребностей и приоритетов развития.

Так, во Львовской области на следующий год запланирован ремонт дороги Львов—Меденичи. Это трасса, которая обеспечит сообщение между Львовом и Трускавцом по кратчайшему маршруту. Также построят дополнительные съезды на объездной дороге Львова и планируют начать ее расширение. Кроме того, в области хотят достроить и реконструировать сразу несколько мостов.

Что касается Днепропетровской области, то в государственном бюджете Украины на 2019 г. предусмотрена отдельная бюджетная программа для продолжения строительства, в частности, скоростного шоссе Днепр—Решетиловка. Продолжатся работы на участке дороги Днепр—Кривой Рог—Николаев и строительство Южного обхода Днепра, цель которого — создать вокруг областного центра полукольцо и увеличить пропускную способность дорог.

В рамках отдельной бюджетной программы в размере 500 млн грн будет также отремонтирована дорога от Кропивницкого до границы с Николаевской областью на Кировоградщине. Стоит добавить, что отдельная бюджетная программа предусматривает выделение 500 млн грн на капитальный ремонт этой дороги в Николаевской области, где она запланирована в бетоне. Таким образом, в рамках двух областей к концу 2019 г. должно быть отремонтировано 2/3 общей протяженности дороги.

В Ивано-Франковской области планируют продолжить ремонт дорог Стрый—Ивано-Франковск, Татаров—Каменец-Подольский и Криворовня—Черновцы. Также в области нацелились на ремонт мостов, в частности, разрушенных паводками еще в 2008 г. Здесь мы видим яркий пример того, как на сектор влияет децентрализация. На местах гораздо лучше видны потребности и проблемы региона, которые зачастую было просто невозможно рассмотреть и учесть из Киева.

Ремонт участка дороги Н-08 от Запорожья до границы с Донецкой областью в 2019 г. предполагается финансировать за счет отдельной бюджетной программы и средств Дорожного фонда. Всего в пределах области расположено 170 км дороги. Согласно ожиданиям, в 2019 г. будет отремонтировано и приведено в нормативное состояние более половины ее общей протяженности. Также запланирован ремонт дороги Васильевка—Бердянск, средства на который предполагается получить от таможенного эксперимента.

Возвращаясь к дороге Н-08, ее ремонт станет приоритетным и в Донецкой области. В рамках отдельной бюджетной программы 600 млн грн будут направлены на капитальный ремонт участка этой дороги в области общей протяженностью 31 км. Также в регионе пообещали обратить внимание на дороги третьей и четвертой категорий. С момента начала АТО именно на них пришлась основная нагрузка трафика, что привело к их преждевременному разрушению. По словам представителей области, большинство дорог нуждается в капитальном ремонте, то есть работы надо выполнять фактически с нуля.

В Житомирской области в следующем году планируют работы по среднему и капитальному ремонту участков дорог Житомир—КПП Выступовичи и Житомир—Винница. Также будет продолжен ремонт дороги Н-03 (Житомир—Черновцы), где основной объем работ будет сконцентрирован на участке Житомир—Чуднов.

В 2019 г. на Волыни приоритетным проектом должна стать международная дорога М-19 по маршруту Ковель—Луцк с интенсивностью движения от 8000 до 10000 авто в сутки. Также в следующем году планируется продолжить работы на дороге Р-15 от Луцка до Нововолынска до границы со Львовской областью. Кроме того, запланированы работы на трассе М-07 по маршруту Ковель—КПП Ягодин. Именно этот КПП является крупнейшим в Украине на украинско-польской границе.

Наконец, в Винницкой области в следующем году продолжат реализовывать проект Gо Highway на маршруте от Винницы до Умани.

В целом 2019-й имеет все шансы стать действительно успешным годом для украинской дорожной сферы. Общий объем финансирования на уровне озвученных 56 млрд грн — рекордный. И учитывая, что ОГА набрались опыта, есть надежда, что средства Дорожного фонда будут использованы если не 100%, то по крайней мере на 85–90.

И именно в 2019 г. мы сможем, наконец, окончательно согласовать все вопросы по концессионному законодательству, и Украина сможет начать реальные переговоры по проектам платных дорог, которые будут строиться полностью или частично за счет частных инвесторов. А водители, наконец, получат альтернативные — платные, но быстрые — маршруты с качественным дорожным покрытием между городами.

В целом 2019-й может стать первым непереходным годом со стабильным и прогнозируемым финансированием, когда результаты работы дорожников будут уже реально видны не только в рамках отдельных проектов, но и по всей территории Украины.

#Транспорт #Дорожный фонд #ЕБРР #ремонт дорог

Читайте також

Найпопулярніше
Замкнена вертикаль. Що таке Вищий антикорупційний суд і чому його створення бояться політики?
Запит на справедливість або популізм?
Субсидія за новими тарифами: чи вистачить в бюджеті грошей
Актуальне
Хто отримав вигоду від переговорів на Алясці: які наслідки це матиме для України.
Важко знайти актуальні новини, коли подій відбувається небагато. Телеканали висвітлюють зустріч, що проходить на Алясці.
Компанія, що володіє Facebook та Instagram, вчетверте за останні шість місяців намагається провести реорганізацію у сфері штучного інтелекту, повідомляє Reuters.
Теги