Новые «зеленые» стимулы

Украина стремится снизить долю традиционной энергетики в общем объеме производства энергии. При этом существующие стимулы для развития альтернативных источников – "зеленый" тариф – себя очевидно исчерпали. Мировой опыт – внедрение системы аукционов, во время которых вместо единого тарифа для всех предлагают в конкурентной борьбе определить рыночную цену киловатт-часа и уровня господдержки для каждого конкретного проекта. При этом государство будет гарантированно выкупать объемы у производителей и компенсировать разницу в цене между рынком и полученным на аукционе тарифом.

Депутаты парламента настолько озаботились будущим "зеленой" энергетики, что подготовили сразу восемь вариантов законопроекта об аукционах, в каждом из которых – свое видение ключевых аспектов проблематики: от сроков внедрения новой системы до способов стимулирования инвесторов после вступления новых правил в силу.

Самый первый вопрос, которым задаются участники рынка – насколько быстро нужно отказываться от сегодняшней системы "зеленых" тарифов. В законопроектах спектр дат – от объективно нереалистичного 1 января 2019 года (полгода просто не хватит для разворачивания всей инфраструктуры) до утопического 1 января 2025 года (что в условиях Украины фактически "никогда"). Оптимальной выглядит идея внедрить новые правила с 1 января 2020 года, а 2019-й посвятить пилотным проектам. Такое предложение содержат "основной" документ №8449 (Александр Домбровский, Лев Пидлисецкий и др.), а также "альтернативный" №8449-3 (Валерий Писаренко).

Второй важный пункт – гарантии для уже начавшихся проектов либо для тех, которые будут начаты / запланированы на момент внедрения системы аукционов. Здесь авторы документа практически едины в своем подходе: компании, подписавшие предварительные договора (prePPA) поставки электроэнергии до вступления новых правил в силу, получат "старый" "зеленый" тариф и не должны будут участвовать в аукционах. Для этого необходимо будет иметь право на землю и договор о присоединении к сетям.

Таким образом, новые подходы в тарифообразовании будут касаться только новейших проектов. При этом законодатели разделились во мнении относительно того, для каких категорий объектов аукционы станут обязательными. К примеру, депутаты Ефимов (№8449-1), Шахов (№8449-2) и их коллеги считают, что аукцион должен стать основанием получения господдержки солнечных и ветряных электростанций независимо от установленной мощности объекта.

В то время как авторы других проектов предлагают установить минимальный порог для СЭС в 0,5 – 10 МВт, для ВЭС – 3 – 20 МВт. По мнению некоторых экспертов, это позволит оставить на "старом" тарифе малые проекты (чем способствовать развитию конкуренции в этом сегменте). Другие же считают, что такой подход позволит крупным игрокам "дробить" площадки на "очереди" и тем самым избегать аукционов.

С другой стороны, мелкие участники могут быть "отсеяны" и с помощью другого механизма – банковских гарантий на каждый МВт будущего проекта, которые они должны предоставить для участия в аукционе. В большинстве проектов эта гарантия установлена на уровне 50 тыс. долл. США за 1МВт будущей мощности, что многие участники рынка называют дискредитирующим порогом. Только в законопроекте В. Писаренко этот уровень снижен до €5 тыс. за 1 МВт.

Один из наиболее болезненных вопросов – снижение "зеленого" тарифа в целом для существующих проектов после внедрения системы аукционов. Здесь спектр предложений, пожалуй, наиболее широкий – от 50%-го снижения для крупнейших (более 100 МВт) солнечных станций в законопроекте Владимира Парасюка и коллег (№8449-4) до полного status quo - снижение в существующем графике, на 10% для СЭС и ВЭС с января 2020 в законопроектах Шахова и Писаренко. Оптимальным очевидно является среднее решение, однако все будет зависеть от того, на каком уровне будут устанавливаться новые рыночные тарифы после проведения пилотных аукционов.

Важным моментом, который почему-то не учли авторы большинства законопроектов, являются гарантии подключения к электросетям для победителей аукционов. Такие гарантии очевидно могут стать одним из дополнительных стимулов для инвесторов, которые собираются участвовать в развитии этого рынка в Украине. Этот пункт в своем законопроекте (8449-3) прописал лишь Валерий Писаренко, обозначив при этом, что оператор электросетей не будет иметь права отказать победителю аукциона в подключении.

А вот в вопросе необходимости стимулировать локальное производство комплектующих для солнечных и ветровых станций практически все авторы законопроектов едины – это делать нужно. Другой вопрос – на каком уровне. Уровень дополнительных надбавок к тарифам в предложениях депутатов колеблется от 5% за 30% местного оборудования до 20% за 70%.

Появление такого количества похожих инициатив – один из немногих примеров цивилизованного обсуждения важной проблематики без кулуарных подковерных договоренностей и без сюрпризов для участников рынка. Единственный важный шаг, который осталось сделать – это объединиться в рабочую группу и выработать единое, понятное и прозрачное для всех видение дальнейшего развития альтернативной энергетики, а также проголосовать за эти стимулы в сессионном зале.

#Энергетика #зеленый тариф

Читайте також

Найпопулярніше
Замкнена вертикаль. Що таке Вищий антикорупційний суд і чому його створення бояться політики?
Запит на справедливість або популізм?
Субсидія за новими тарифами: чи вистачить в бюджеті грошей
Актуальне
Голова Тимчасової слідчої комісії наполягає на проведенні розслідування щодо встановлення тарифів на транспортування газу.
У листопаді громадяни України змогли зібрати вдвічі більшу суму Нацкешбеку порівняно з жовтнем, повідомляє Delo.ua.
Шольц висловився про систему Taurus у свіжій заяві.
Теги