Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» и Семенная ассоциация Украины обратились к главе представительства ЕС в Украине Хьюго Мингарелли с просьбой ускорить процедуру признания эквивалентности системы сертификации семян в Украине с требованиями ЕС.
Украина еще в 2011 году согласно процедуре признания эквивалентности подала запрос на проведение международного аудита национальной системы сертификации семян представителями Европейской Комиссии. По результатам официального аудита DG Sante в июне 2015 года был получен отчет с положительным заключением. За 2016-2018 гг. этот отчет уже несколько раз рассматривался секциями Еврокомиссии, но продвижения в рассмотрении вопроса не произошло.
Сюзанна Григоренко, исполнительный директор Семенной ассоциации Украины, рассказала iAgro об особенностях процесса сертификации семян и об ожиданиях по срокам решения «украинского вопроса» в органах ЕС.
ЕС затягивает признание системы сертификации семян Украины. Мы понимаем, что это процедурный вопрос, но надо учитывать, что все действия, которые необходимы были для того, чтобы эта процедура была завершена официально, сделаны. Для того, чтобы достичь эквивалентности, необходимо включить Украину в перечень стран, не являющихся членами ЕС, но которые получили статус эквивалентности для национальных систем сертификации семян. Этот перечень утвержден в приложении 1 решения Совета ЕС № 2003/17EC от 16.12.2002 г. После этого Еврокомиссия подает вопросы для рассмотрения парламентом и Советом Европейского Союза.
Нам бы хотелось большего содействия европейских органов в рассмотрении украинского вопроса, потому что без этого невозможны поставки коммерческих партий семян из Украины в ЕС. Почему возникла такая задержка, трудно сказать. Наверное, есть какие-то политические причины, или это чисто процедурный момент.
Украина еще в 2011 году подала заявку на прохождение процедуры признания эквивалентности системы сертификации семян, в 2015 году официально прошла аудит. При этом одновременно с Украиной эти процедуры начали Молдова и Бразилия – они аудит проходили в 2016 году. В повестках дня, которые выносились на заседания профильных комитетов в органах Европейской Комиссии, эти три страны значились вместе. Но, как мы увидели из последних ноябрьских новостей, по Молдове и Бразилии это решение было процедурно финализировано, а по Украине – к сожалению, нет. Хотя каких-либо претензий к нашей системе не высказывалось, все вопросы были сняты – начиная с прохождения аудита и в ходе постоянного общения. Письменных замечаний со стороны ЕС к Украине тоже не поступало.
К чему приводит отсутствие такого решения со стороны Евросоюза? Сейчас невозможно полноценно говорить об экспорте семян из Украины с документами, выданными украинскими органами сертификации по международным стандартам. Это связано с тем, что в европейских странах есть такое требование: для экспорта семян в страны-члены Евросоюза нужно, чтобы система их сертификации была официально одобрена руководством ЕС. Сейчас, при отсутствии такого решения, украинский экспорт не принимается.
Что касается экспортного потенциала семенного рынка, то мы можем теоретически продавать в ЕС семена кукурузы, зерновых и сорго. На все эти позиции мы подавали заявки и проходили по ним аудит.
Если раньше, в 2012-2014 гг., Украина поставляла на экспорт в 10 тыс. тонн семян ежегодно, но этот ресурс шел в основном на РФ и Беларусь, то сейчас экспортные поставки составляют 2 тыс. тонн в год, что в пять раз меньше. При этом мы видим, что по сравнению с 2012 годом в Украине начало расти внутреннее производство семян не только за счет национальных производителей. Крупные европейские компании открыли здесь собственные производственные мощности. И все хотят иметь рынки сбыта и развивать их. Поэтому объемов производства в Украине достаточно для того, чтобы обеспечить экспортные поставки. Но надо учитывать, что страны ЕС очень требовательны к импорту.
А что касается конкуренции на рынке ЕС, то все будет зависеть от поставщиков – каким образом они будут развивать для себя этот рынок и как создавать конкуренцию. Ни одна страна не возрадуется, когда увидит, что потенциально в нее может идти импорт из других стран. И Евросоюз стремится по максимуму защищать свои рынки. Поэтому даже если решение об эквивалентности украинской системы сертификации семян будет принято, это не означает, что сразу начнется массовый экспорт.
Кроме того, чтобы быть эквивалентным в сертификатах, нужно еще соблюдать требования по регистрации сортов и по фитосанитарному контролю. И прежде всего, надо найти своего клиента. Покупатели на рынке ЕС привередливые, у них предложений семян достаточно, и они будут требовательны к нашей продукции. Даже к тем семенам, которые будут поставляться европейскими компаниями, например Maisadour Semences Ukraine или Euralis Semences Ukraine. Также европейцы будут тщательно изучать, где эти семена произведены и такого ли они качества, которое привыкли получать в ЕС.
Вопрос доверия к продукции семеноводства формируется не за один день. Для этого мы проходили все процессы аудита, обменивались информацией и полностью показали свой процесс сертификации европейским коллегам – начиная от того, как осуществляется инспекция посевов в поле, до лабораторных анализов и пост-контроля.
Как быстро органы ЕС отреагируют на обращения? Мы постоянно апеллируем к европейским коллегам, но в мае 2019 года в ЕС пройдут выборы в Европарламент. Не хотелось бы, чтобы наш вопрос снова откладывался на полгода или на год. Мы ожидаем, что европейские коллеги последовательны в своих словах, и надеемся, что украинский вопрос может быть рассмотрен органами ЕС до конца нынешнего года.
В принятии положительного для Украины решения также есть и имиджевый момент. Если ЕС признает нашу национальную систему сертификации, это означает, что документы, которые выдаются на семена в Украине, действительны и гарантированы. А продукция страны – на самом деле высококачественная, что документально подтверждено всеми инспекциями, которые есть по этому виду продуктов.
Но есть и другой аспект. Рынки стран ЕС – очень высококонкурентные, и каждому украинскому экспортеру нужно будет оценивать свои потенциальные возможности.
А третий аспект – появляется возможность, что украинские семена начнут больше регистрировать в европейских странах. И их будут лучше знать, потому что это также украинская интеллектуальная собственность, что станет одним из этапов для продвижения торговой марки «Украина».
#Агрорынок #Еврокомиссия