Как выяснил “Ъ”, «Нафтогаз Украины» может в 2018 году вновь столкнуться с риском невыполнения обязательства take-or-pay по контракту с «Газпромом». Параметры максимальных суточных объемов поставки газа, которые будут закреплены в измененном контракте, могут не позволить «Нафтогазу» отобрать положенные 4 млрд кубометров в год, поскольку поставки на Украину начнутся не раньше марта. По данным “Ъ”, сейчас компании согласовывают пути решения этой проблемы.
“Ъ” стали известны принципы, по которым будут рассчитываться среднесуточные объемы поставок российского газа в измененном контракте между «Газпромом» и «Нафтогазом». Как сообщили “Ъ” источники, знакомые с ситуацией, подход остался таким же, как в контракте от 2009 года: годовой контрактный объем распределяется по кварталам с учетом сезонности (зимой больше, летом меньше), а затем квартальный объем делится на число суток в квартале. Отклонения от полученного среднесуточного значения возможны в пределах 6%.
Эта техническая деталь на самом деле имеет огромное значение, поскольку гибкость отбора является важнейшим показателем, помимо цены, который определяет, у какого поставщика потребитель будет брать газ. В период спора по контракту в Стокгольмском арбитраже в 2014–2016 годах «Нафтогаз» пользовался невиданной гибкостью: в рамках отдельных договоренностей с «Газпромом», заключенных при посредничестве Еврокомиссии, Киев мог отбирать от нуля до 110 млн кубометров газа в сутки. «На самом деле такая гибкость действительно стоит денег. Это самый дорогой продукт газового бизнеса — когда ты можешь брать столько, сколько тебе надо, особенно зимой, когда газа мало»,— говорил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев «Украинской правде» в ноябре 2014 года.
Однако теперь подобной гибкости у «Нафтогаза» не будет. Новый годовой контрактный объем, назначенный Стокгольмским арбитражем, составляет 5 млрд кубометров, объем обязательного отбора (take-or-pay) — 4 млрд кубометров. По расчетам “Ъ”, исходя из уровня сезонности в прежней редакции контракта, максимальные суточные объемы для «Нафтогаза» составят в первом квартале около 17,3 млн кубометров, во втором — 11,4 млн, в третьем — 10,45 млн, в четвертом — 15,7 млн кубометров.
Андрей Коболев заявил 7 февраля, что «Нафтогаз» может приступить к закупкам у «Газпрома» с марта. Поскольку российский газ из-за одобренного арбитражем ценообразования на основе котировок немецкого хаба NCG станет для «Нафтогаза» самым дешевым, компания, скорее всего, будет выбирать его по максимуму. Тогда «Нафтогаз» сможет в марте купить у «Газпрома» 536 млн кубометров.
Но, поскольку отбор начнется только в марте, «Нафтогаз» может снова столкнуться с прежним риском — нарушением take-or-pay (именно по этому условию «Газпром» требовал от украинской компании $37 млрд в арбитраже). По расчетам “Ъ”, даже если «Нафтогаз» начнет отбор 1 марта и будет вести его до конца года на максимальных суточных уровнях, ему удастся купить только 3,979 млрд кубометров — немного ниже обязательных для оплаты 4 млрд кубометров. В принципе «Газпром» может удовлетворить суточные заявки «Нафтогаза» сверх контракта (монополия всегда старается это делать при экспортных продажах в Европу), тогда «Нафтогаз» избежит штрафов. Другим вариантом может быть договоренность о переносе невыбранных в 2018 году объемов в счет take-or-pay 2019 года. По данным “Ъ”, сейчас «Газпром» и «Нафтогаз» согласовывают возможное решение, поскольку стороны согласны, что объективно было сложно начать покупки с 1 января, учитывая, что арбитраж вынес решение только 22 декабря.
«Не думаю, что “Газпром” будет упираться и не позволит “Нафтогазу” выбрать take-or-pay, даже если это будет вести к небольшому превышению контрактных суточных объемов»,— говорит Алексей Гривач из ФНЭБ. Но «Газпром» не заинтересован в том, чтобы Киев выбирал больше годового контрактного объема, так как по решению арбитража он теперь может реэкспортировать российский газ. Андрей Коболев говорил в январе газете «Факты», что с разрешением на реэкспорт компания «сможет покупать газ летом, когда он дешевле, закачивать в хранилища и продавать в пиковый сезон по более выгодной цене». Но он сомневался, что «Газпром» в нынешних условиях готов будет продать «Нафтогазу» большой объем газа летом. По мнению Алексея Гривача, учитывая, что Украина сама нуждается в импорте газа в объеме 10–11 млрд кубометров в год, «реэкспорт едва ли целесообразен, к тому же оптовые цены на украинском рынке более привлекательны для “Нафтогаза”, чем экспорт».
#Нефть и газ #Нафтогаз Украины #Газпром