Через восемь лет после рождения биткойна правительства все еще пытаются справиться с криптовалютами. Великобритания запретила Binance, криптовалютную биржу и регуляторы Европейского союза хотят, чтобы транзакции были более отслеживаемыми. 3 августа Гэри Генслер, глава Комиссии по ценным бумагам и биржам Америки, заявил, что рынки криптовалют «изобилуют мошенничеством и злоупотреблениями» и призвал Конгресс предоставить своему агентству новые регулирующие полномочия. Цена биткойна, крупнейшей криптовалюты, колеблется от каждого слова регулирующих органов.
Правительства обязаны бороться с обманом, уклонением от уплаты налогов и отмыванием денег, которые укоринились в криптовалютном мире. Всё более частые изъятия биткоина полицией говорят о том, что они становятся более рьяными. Более сложный вопрос, с которым регулирующие органы должны столкнуться – угрожают ли криптовалюты финансовой системе. Наш «стресс-тест» показывает, что если биткойн рухнет – его держатели потеряют сотни миллиардов долларов, но последствия будут управляемыми. Однако есть еще одна опасность, которую представляют «стейблкоины» - особый тип криптовалюты, стоимость которого зависит от обычных денег.
Обещания стабильности часто приводят к финансовым кризисам. Поскольку банки предлагают депозиты, которые подлежат погашению по требованию и внешне безрисковые, но обеспечены более долгосрочными, менее ликвидными и более рискованными активами – они уязвимы для паники. Стейблкоины похожи. Самый крупный из них, Tether, выпустил токенов на 62 миллиарда долларов, которые, по его словам, можно обменять на доллар за штуку. Но из активов, поддерживающих токены в марте, только около 5% составляли наличные деньги или казначейские векселя, согласно публичным сообщениям Tether. Он говорит, что скоро обновит цифры и что он «полностью обеспечен резервами».
Большинство их активов были более рискованными - около половины из них составляли коммерческие бумаги. Рост стейблкоинов с 14 миллиардов долларов в августе 2020 года до более чем 100 миллиардов долларов сегодня дал им большое финансовое влияние. Согласно JPMorgan Chase, документы Tether подразумевают, что он владеет коммерческими бумагами на сумму более 30 миллиардов долларов, что, вероятно, делает его седьмым по величине инвестором в классе активов, недалеко от фондов Vanguard и BlackRock. При предполагаемом кредитном плече 383 к 1 Tether не сможет оплатить все свои токены после потерь всего 0,26%. Это подушка безопасности, которую регуляторы никогда не допустят в банке.
Немногие стейблкоины говорят о своих балансах. Раскрытие Tether информации о структуре своих активов минимально и намного ниже стандартов, ожидаемых от банка. В феврале Tether был среди ответчиков, которые согласились с генеральным прокурором Нью-Йорка на штраф в размере 18,5 млн долларов. Он заявил, что в 2017 году Tether ввел рынок в заблуждение относительно своей поддержки в долларах США и что он не точно раскрыл передачу 625 млн долларов активов в Bitfinex, платформу онлайн-торговли. Tether заявляет, что средства были возвращены, и что он «полностью поддерживает принципы прозрачности».
Неудивительно, что Генслер называет криптовалюты Диким Западом. Некоторые политики сравнивают стейблкоины с периодом «свободного банковского дела», когда частные банкноты с неопределенной поддержкой и стоимостью обращались в экономике Америки в 19 веке. Более полезное сравнение - с фондами денежного рынка, которые были созданы в 1970-х годах для обхода правил, ограничивающих процентные ставки, которые банки могли выплачивать вкладчикам. Пообещав поддерживать стоимость своих акций на уровне доллара, фонды денежного рынка обанкротились в 2008 году из-за глобального финансового кризиса. Американские налогоплательщики вмешались, чтобы предотвратить распродажу своих активов и обвал рынка коммерческих бумаг, от которого зависит реальная экономика. Обвал стейблкоинов может выглядеть примерно так же.
Регулирующие органы должны действовать быстро, чтобы подчинить стейблкоины банковским правилам прозрачности, ликвидности и капитала. Те, кто не соблюдает правила, должны быть отрезаны от финансовой системы, чтобы люди не попадали в нерегулируемую крипто-экосистему. Политики правы, когда бьют тревогу, но если стейблкоины продолжат расти, правительствам нужно будет действовать быстрее, чтобы сдерживать риски.
Может возникнуть соблазн запретить стейблкоины, особенно если центральные банки запустят свои собственные цифровые валюты - так же, как частные банкноты были заменены государственной монополией на наличные деньги. Тем не менее, возможно, что регулируемые стейблкоины частного сектора в конечном итоге принесут выгоды, например, упростят трансграничные платежи или позволят самостоятельно исполнять «умные контракты». Регулирующие органы должны разрешить эксперименты, цель которых - не просто уклоняться от финансовых правил. Но сначала им следует предотвратить переупаковку рисков, с которыми мир финансов слишком хорошо знаком.
#Финансы #криптовалюта #госрегулирование #ФРС #JPMorgan Chase & Co #Tether #стейблкоины