4-5 октября более 6 часов не были доступны сайты и мобильные приложения компании Facebook. На фоне проблем Facebook с негативным влиянием Instagram на подростков, обвинений компании в распространении фейков, в том числе о вакцинации, и давних антимонопольных претензий к компании Цукерберга проблемы с доступом к тройке наиболее популярных сервисов могут дорого обойтись фирме.
Как минимум, это может активизировать давнее антимонопольное расследование деятельности Facebook, а также ускорить принятие конкретных решений, направленных на обуздание этой власти.
«Все пропало»
Вечером 4 октября пользователи по всему миру стали жаловаться на проблемы с доступом к сайту Facebook и Instagram, а также о работе мобильных приложений компании Facebook. «Падение» Facebook and Co отобразил сервис DownDetector, который анализирует работоспособность и доступность онлайн-сервисов. Проблемы испытывали и Facebook, и Instagram, и WhatsApp.
Падение соцсетей было названо самым масштабным за последние 13 лет – оно продлилось более 6 часов и, в отличие от неработоспособности сайта 2008 года, затронуло миллиарды пользователей всех трех платформ.
Многие из них стали активнее пользоваться другими социальными платформами, в частности, Telegram, Twitter и YouTube, которые тоже периодически «падали».
К примеру, в Telegram подтвердили сложности в работе из-за наплыва новых пользователей.
В Facebook объяснили сложности с доступом ошибками маршрутизации, хотя периодически звучали теории о глобальной атаке на компанию. Условно говоря, серверы «большого интернета» не могли найти сайты, принадлежащие Facebook.
Проблему усугубили ошибки, которые привели к сложностям доступа во внутренние инструменты компании, с помощью которых ее можно было устранить быстрее. К примеру, специалисты по безопасности не смогли попасть в помещение с серверами, так как не работали их пропуски. Не работали системы внутренней коммуникации – корпоративный чат, с помощью которого сотрудники обсуждают важные вопросы. Для согласования действий специалистам пришлось писать друг другу емейлы.
Комментируя неработоспособность сервисов, в Facebook отметили, что данные пользователей соцсети, скорее всего, не были затронуты этой проблемой. Однако буквально в то же время в сети появилась информация о продаже персональных данных более 1,5 млрд пользователей сервисов Facebook.
Этот набор может быть результатом полулегитимного парсинга данных – аналогичные данные публиковались весной этого года. Однако почти одновременное «падение» сервисов компании и публикация данных ее клиентов заставляет усомниться в том, что Facebook – надежная компания, которая беспокоится о своих пользователях.
Марк Цукерберг извинился перед пользователями сервиса, акции компании обвалились. Сама история произошла очень не вовремя. Уже несколько недель подряд Facebook находится в эпицентре скандалов, связанных с его сервисами и их влиянием на общество. Еще одной проблемой для компании стала вступившая в силу новая политика конфиденциальности Apple, которая плохо отразилась на эффективности рекламы на платформе Facebook.
Череда разоблачений о Facebook: VIP-пользователи, Instagram и дети, Project Amplify
Сентябрь стал «черным» месяцем для компании. Череда публикаций о проблемах Facebook появилась в The Wall Street Journal и The New York Times.
Все началось с утечки внутренних документов Facebook, в которых речь шла о существовании элитной категории пользователей, которым разрешено нарушать правила компании.
Использование ими соцсети регулируется документами под названием XCheck. Таким пользователям разрешено публиковать то, за что обычных людей бы заблокировали на платформе. Основное правило работы с условными Facebook-селибритиз – избегание возможных PR-скандалов, которые могут возникнуть, если удалить их контент или ограничить им право публикации на сайте.
Общее число таких пользователей превышало 5 млн человек. Одним из таких «элитных» пользователей был Дональд Трамп – этим можно объяснить его вседозволенность на Facebook и отсутствие реакции компании на публикуемый контент. Такой контент, например, администрация Twitter удаляла
Второй блок разоблачений касался влияния Instagram на ментальное здоровье подростков. Издание рассказало о том, что соцсеть, заполненная идеальными отфильтрованными фото, не лучшим образом влияет на молодую аудиторию. Instagram ухудшает их восприятие себя и своего тела, они ощущают тревогу и депрессию, и чаще задумываются о суициде.
Журналисты отметили, что в компании знают о проблемах, но ничего не делают, чтобы их решить, ибо существующая механика соцсети позволяет ей неплохо зарабатывать. А идея скрывать число «лайков» в Instagram не возымела особенного эффекта.
После сравнения подхода Instagram и Facebook к контенту с подходом производителей табака к вреду курения один из руководителей Facebook сопоставил использование Instagram с вредом от автомобилей, которые становятся причинами аварий на дорогах.
Кроме того, на эти претензии в компании ответили обвинением журналистов в искажении фактов и однобокой интерпретации материалов. А еще — опубликовали отчет о влиянии Instagram на психическое здоровья своих пользователей. Хотя адекватной реакцией можно назвать объявление о том, что проект Instagram Kids — соцсеть для детей младше 13 лет – пока ставят «на паузу».
В то же время, Конгресс США начал расследование особенностей Instagram и его использования подростками.
Очередную историю, связанную с Facebook, опубликовали журналисты The New York Times. В ней идет речь об активизации инициативы под названием Project Amplify, предусматривающей продвижение позитивных новостей о компании и ее руководстве.
Иными словами, ответом на критику Facebook стала реклама собственной деятельности на своей же рекламной площадке. По замыслу авторов этой идеи, положительные новости о Facebook должны затмить все более активные претензии к социальной сети и ее проектам.
Малоизученный инструмент манипуляции
Если обвинения о VIP-пользователях и статьи о влиянии на подростков Instagram-контента — сравнительно новые, то претензиям о том, что Facebook является едва ли не главным инструментом манипуляции общественным мнением и источником распространения фейков, уже много лет.
Недавний отчет о наиболее популярном контенте Facebook подтверждает, что эти проблемы никуда не делись и стали даже более серьезными. В документе идет речь о массированном распространении пропаганды благодаря системе рекомендаций Facebook, к примеру, 75% пропагандистского манипулятивного контента видели не подписчики страниц, которые его публиковали, а случайные пользователи.
Многие ученые давно пытаются понять, как работают алгоритмы соцсети, но оказалось, что компания все чаще блокирует исследования своих алгоритмов, а иногда и предоставляет ученым некорректные данные. Бывают ситуации, когда ученых блокируют на платформе или даже угрожают им.
Вице-президент Facebook Ник Клегг (Nick Clegg) в недавнем интервью признал, что компания не против предоставить данные для исследования, но пока не понимает, как это сделать без ущерба для себя.
Машина генерации прибыли?
Публикации материалов о Instagram и подростков, другие факты об особенностях работы Facebook базировались на утечке документов, организованной Френсис Хоген (Frances Haugen), бывшей топ-менеджерки компании, которая получила доступ к секретным документам и решила обнародовать их.
Вечером 5 октября (по американскому времени) Фрэнсис дала показания в Конгрессе по этим документам. Основная озвученная ею идея повторяла предыдущие выводы журналистов: в Facebook хорошо представляли, как работают алгоритмы ее социальных платформ и какие угрозы они несут обществу, но ничего с этим не делали, ибо главным приоритетом фирмы была и есть генерация прибыли.
Что получалось довольно неплохо, если вспомнить, что алгоритмическая лента новостей продвигала наиболее обсуждаемый контент, часто с кликбейтными заголовками, чем активно пользовались политики. Фрэнсис Хоген предложила улучшить Instagram, например, с помощью возрастного ценза в 18 лет и отказа от алгоритмической ленты.
В ответ на это Марк Цукерберг в своем Facebook-аккаунте опроверг все обвинения и заявил, что компания на самом деле беспокоится о безопасности своих пользователей, а цель ее алгоритмической ленты – позволить людям больше времени проводить в онлайне со своими близкими.
Однако, несмотря на все усилия Facebook по заработку денег, ее базовая бизнес-модель в последнее время страдает – после запуска обновленных инструментов конфиденциальности компании Apple и ограничения доступа рекламодателей к данным о пользователях.
Поэтому все эти сентябрьские проблемы Facebook – от неработоспособности сайта до разоблачений журналистов и сотрудников – могут иметь далеко идущие последствия.
Чем обернется для Facebook «черный сентябрь»
Разоблачения вредности алгоритмов, утечки данных и сложности с доступом к сервису, неэффективность рекламы на платформе и претензии о манипулятивности контента – все эти проблемы крупнейшей социальной платформы будут иметь последствия. Однако станут ли они положительными для конечных пользователей или будут выглядеть как косметический ремонт после пожара, прогнозировать сложно.
Неработоспособность сервисов Facebook стала идеальным доказательством проблем, которые возникают, если в руках одного техногиганта находится слишком много власти. Все это может стать еще одним аргументом в ходе продолжающихся антимонопольных претензий к компании.
Проблемы с доступом к Facebook – это еще один довод для приверженцев децентрализированного интернета или, как минимум, для тех, кто убеждает разделить Facebook (равно как и других монополистов) на отдельные независимые структуры.
Аналитик Кейси Ньютон (Casey Newton) называет другие, более щадящие пути, по которым может пойти и сама компания, и власти США, чтобы исправить ситуацию, улучить свое реноме и доверие к соцсети. Но главные выводы, по мнению эксперта, должны быть сделаны относительно всего технологического рынка.
Отдаленные перспективы Facebook как социальной платформы, которой люди доверяют свои данные, выглядят весьма туманно. Особенно на фоне усталости от социальных сервисов и появления альтернативных нишевых проектов. Поэтому не исключено, что история с Фрэнсис Хоген и обвалом сервисов Facebook может повлиять на популярность ее платформ и стать если не началом конца Facebook как социального монстра, то бульдозером, который остановит рост ее аудитории.
#Первая полоса #Facebook #Instagram #технологии #соцсети