Долгое прощание с Covid−19

Когда это закончится? В течение полутора лет Covid-19 захватывал страны. Когда вы думаете, что вирус побежден, тут же возвращается новый вариант, более заразный, чем предыдущий. И все же, когда количество прививок превышает 3 миллиарда, появляются проблески постковидной жизни. Уже сейчас ясно две вещи: последняя фаза пандемии будет затяжной и болезненной; и что Covid-19 оставит после себя другой мир.

На этой неделе редакция публикует индекс нормальности , который отражает обе эти реальности. Принимая средний показатель до пандемии за 100, он отслеживает такие вещи, как авиарейсы, движение и розничная торговля, в 50 странах, в которых проживает 76% населения Земли. Сегодня он составляет 66, что почти вдвое превышает уровень апреля 2020 года.

Тем не менее, разрушительные последствия COVID-19 все еще очевидны во многих странах. Рассмотрим Малайзию с худшими показателями нашего индекса, которая страдает от волны инфекций, в шесть раз более смертоносной, чем январский всплеск, и набрала всего 27 баллов. Основная причина – слабая вакцинация. 

В Африке к югу от Сахары, где произошла смертельная вспышка , всего 2,4% населения в возрасте старше 12 лет получили однократную дозу. Даже в Америке, где много вакцин, только около 30% жителей Миссисипи и Алабамы полностью защищены. Хотя в этом году в мире будет произведено около 11 миллиардов доз вакцины, пройдут месяцы, прежде чем все они будут использованы, и еще больше, если богатые страны начнут накапливать дозы.

Отсутствие вакцинации усугубляется новыми вариантами. Дельта, впервые обнаруженная в Индии, в два-три раза более заразна, чем вирус, пришедший из Ухани . Случаи заболевания распространяются так быстро, что в больницах могут быстро закончиться койки и медицинский персонал (а иногда и кислород), даже в тех местах, где 30% людей получили уколы. Сегодняшние варианты распространяются даже среди привитых. Существующие мутации еще не повлияли на способность вакцин предотвращать почти все тяжелые заболевания и смерть. Но следующие могут.

Ничто из этого не меняет того факта, что пандемия в конечном итоге утихнет, даже если сам вирус, скорее всего, выживет. Для тех, кому посчастливилось пройти полную вакцинацию и получить доступ к новым методам лечения, Covid-19 уже быстро становится несмертельным заболеванием. В Великобритании, где доминирует Delta, уровень смертности в случае заражения сейчас составляет около 0,1%, как и при сезонном гриппе: опасность, но управляемая. Если вариант потребует переформулированной вакцины, его создание не займет много времени.

Однако, по мере того как вакцины и лекарства становятся все более распространенными, в богатых странах растет и гнев из-за того, что люди в бедных умирают из-за отсутствия запасов. Это вызовет трения между богатыми странами и остальными. Запреты на поездки разделят два мира.

Со временем полеты возобновятся, но другие изменения в поведении сохранятся. Некоторые будут глубокими. Возьмем, к примеру, Америку, где в марте экономический бум позволил экономике превысить предпандемический уровень, но сама страна по-прежнему набирает только 73 балла в нашем индексе - отчасти потому, что в большие города ещё не оправились и больше людей работают из дома.

Пока похоже, что наследие Covid-19 будет следовать образцу, установленному прошлыми пандемиями. Николас Кристакис из Йельского университета выделяет три сдвига: коллективная угроза вызывает рост государственной власти; переворачивание повседневной жизни ведет к поиску смысла; и близость смерти, которая предостерегает, когда болезнь бушует, подстегивает дерзость, когда она проходит. Каждый из сдвигов повлияет на общество по-своему.

Когда люди в богатых странах уходили в свои дома во время изоляции, государство забаррикадировалось вместе с ними. Во время пандемии правительства были основным каналом информации, установления правил, источником денежных средств и, в конечном итоге, поставщиками вакцин. Грубо говоря, правительства богатых стран платили 90 центов за каждый доллар потерянной продукции. К своему собственному удивлению, политики, ограничивавшие гражданские свободы, обнаружили, что большинство их граждан аплодирует.

В академических кругах ведутся активные дебаты о том, «стоили ли того» блокировки . Но наследие пандемии, которое несет большое правительство, уже проявляется. Посмотрите на планы расходов администрации Байдена. Какой бы ни была проблема - неравенство, вялый экономический рост, безопасность цепочек поставок - более крупное и более активное правительство кажется предпочтительным решением.

Есть также свидетельства возобновления поиска смысла. Это усиливает сдвиг в сторону политики идентичности как справа, так и слева, но он идет глубже. Примерно каждый пятый житель Италии и Нидерландов сказал, что пандемия сделала их страны более религиозными. В Испании и Канаде примерно двое из пяти заявили, что семейные узы укрепились.

Пострадал и досуг. Люди говорят, что у них было на 15% больше свободного времени. В Великобритании молодые женщины проводят за чтением на 50% дольше. Литературных агентов завалили первыми романами. Некоторые из них исчезнут: медиа-фирмы опасаются «снижения внимания». Но некоторые изменения сохранятся.

Например, люди могут решить, что хотят избежать предпандемической тяжелой работы и ограниченный рынок труда может им помочь. В Великобритании количество поступающих в медицинские вузы увеличилось на 21% в 2020 году. В Америке количество новых предприятий было самым высоким с 2004 года. Согласно опросам, каждый третий американец, который может работать из дома, хочет работать пять дней в неделю. Некоторые начальники приглашают людей в офис, другие - пытаются их завлечь.

Те, кто не умирают, становятся рискованнее

Пока неясно, скоро ли восстановится аппетит к риску. В принципе, если вы переживете опасную для жизни болезнь, вы можете считать себя одним из счастливчиков, которому всё по колено. В годы после испанского гриппа столетие назад, жажда азарта вырвалась на сцену во всех сферах, от сексуальной распущенности до искусства и увлечения скоростью. На этот раз новые границы могут варьироваться от космических путешествий до генной инженерии, искусственного интеллекта и виртуальной реальности.

Еще до того, как появился коронавирус, цифровая революция, изменение климата и подъем Китая, казалось, положили конец порядку, руководимому Западом после Второй мировой войны. Пандемия ускорит преобразование. 

#Органы власти #Первая полоса #коронавирус #прогноз #пандемия

Читайте також

Найпопулярніше
Замкнена вертикаль. Що таке Вищий антикорупційний суд і чому його створення бояться політики?
Запит на справедливість або популізм?
Субсидія за новими тарифами: чи вистачить в бюджеті грошей
Актуальне
Росія активізує свої дії в енергетичній сфері. Який нині стан справ та які перспективи попереду?
У Сербії ще один член уряду подав у відставку після фатальної аварії на залізничній станції.
Зеленський висловив свою думку щодо можливості того, що Трамп зможе зупинити війну, а також обговорив фактори, які можуть призвести до поразки України.
Теги