В дивизион стальной продукции были включены «Интерпайп Сталь», «Интерпайп Втормет» и известковая фабрика, а также подразделения по продаже стальной заготовки и по закупке лома. В дивизион железнодорожной – колесопрокатный цех, а также цех по производству железнодорожных осей и колесных пар завода «Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод (НТЗ)» и соответствующее управление продаж. В дивизион трубной – трубопрокатные цеха завода «Интерпайп НТЗ», «Интерпайп Новомосковский трубный завод (НМТЗ)» и «Интерпайп Нико-Тьюб», а также соответствующие управления по сбыту.
Долги и стратегия
ТКК «Интерпайп» входит в десятку крупнейших компаний мира, специализирующихся на выпуске бесшовных труб, а также является третьим по величине производителем цельнокатаных железнодорожных колес в мире.
В 2012 г. предприятия компании произвели более 1,2 млн т трубной и колесной продукции. Тогда же объем продаж трубной продукции вырос на 12%, до 1,022 млн т, а колесной — на 24%, до 211 тыс. т. Вся она была реализована в более чем 80 стран мира через сеть торговых офисов, размещенных на ключевых для компании рынках СНГ, Ближнего Востока, Северной Америки и Европы. Тем не менее, как раз этот же год она закончила с чистым убытком в размере $72 млн. Ее совокупная задолженность к началу 2013 г. превысила $1 млрд, а текущая — $300 млн.
Уже к осени 2013 г. руководство «Интерпайпа» было вынуждено официально объявить о необходимости переноса даты погашения долговых обязательств компании в размере $106 млн с 1 ноября 2013 г. на более поздний срок. При этом оно заверило кредиторов, что выплаты процентов по всем займам будет и далее производить в полном объеме. Однако наряду с этим топ-менеджмент компании также был вынужден инициировать проведение переговоров с группой банков-кредиторов о реструктуризации всей ее задолженности вообще.
В результате в сентябре 2013 г. международное рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) «Интерпайпа» с «B-» до «C». Месяц спустя РДЭ был снова понижен — на сей раз с «C» до «RD», то есть до уровня ограниченного дефолта.
Как подчеркивали представители Fitch, основной причиной нехватки средств у компании для плановых выплат по ее долговым обязательствам стало упразднение квоты на беспошлинный ввоз трубной продукции в страны Таможенного союза (ТС), доля которых в структуре ее продаж традиционно составляла 25-30%, что нанесло ощутимый удар по ее рентабельности.
«Размер действующих пошлин заведомо выше уровня рентабельности трубного бизнеса «Интерпайпа», а потому значительная часть поставок на этот рынок оказалась убыточной», — пояснял аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк.
Это подтверждали и в самой компании. «Главной причиной смещения графика выплат по кредитам стало неблагоприятное положение дел на внешних рынках и, прежде всего, снижение объемов продаж трубной продукции и их доходности в России и странах ТС», — уточнял генеральный директор «Интерпайпа» Александр Киричко.
В силу этих причин в конце 2013 г. – начале 2014 г. руководство «Интерпайпа» выработало новую маркетинговую стратегию, целью которой стала переориентация в течение 3-4 лет примерно 30% выпускаемой продукции на новые рынки сбыта.
«Позиции компании как глобального игрока позволят ей это сделать, — выражал уверенность Киричко. — В 2014 г. она начнет реализацию стратегии диверсификации, в рамках которой ключевыми рынками роста объемов продаж станут страны Ближнего Востока, Южной Америки и Европы».
Рынки и освоение
Напомним, что положение «Интерпайпа» на российском трубном рынке неуклонно ухудшалось чуть ли не на протяжении всей истории независимой Украины. Однако особенно неблагоприятным оно оказалось в 2011-2013 гг. Так, летом 2011 г. Комиссия ТС приняла решение о продлении уже действовавших в течение пяти лет антидемпинговых пошлин на ввоз стальных труб из Украины до ноября 2015 г. «Их размер на разные виды труб производства ТКК «Интерпайп» колебался в пределах 18,9-19,9%, а для других отечественных производителей достигал 37,8%», — уточнял аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка.
Наряду с этим, данное решение предусматривало установление квоты на беспошлинные поставки этих же видов трубной продукции. На 2011 г. ее размер составлял 300 тыс. т, на 2012 г. — столько же, а на первое полугодие 2013 г. — 120 тыс. т. Предполагалось, что на второе полугодие 2013 г. будет установлена такая же квота, как и на первое, однако этого не произошло. В результате действие антидемпинговых пошлин было распространено на всю украинскую трубную продукцию указанных видов.
Таким образом, если в 2012 г. предприятия ТКК «Интерпайп» произвели чуть более 1,1 млн т стальных труб и смогли реализовать на рынке ТС по квоте 27% этого объема, то в первом полугодии 2013 г. при объеме производства почти 515 тыс. т — уже 23%.
Переориентация невостребованного в ТС объема на другой традиционный для компании рынок сбыта — в страны Европейского союза (ЕС) — была заведомо невозможна, поскольку там тоже уже длительное время действовали антидемпинговые пошлины на ввоз трубной продукции из Украины.
«В частности, на бесшовные трубы — от 12,3 до 25,7%, на сварные — от 10,7 до 44,1%. В таких условиях в 2013 г. объем реализации «Интепрайпа» на этом рынке составил лишь 69 тыс. т труб или 8% от общего объема продаж», — уточнял Дзвинка.
Исходя из этого эксперты полагали, что, поскольку эти пошлины являются защитной мерой и установлены на довольно низком уровне, ни пересмотра, ни отмены не будет, и вследствие этого переориентировать невостребованные в ТС объемы продукции на рынок ЕС «Интерпайпу» не удастся.
Тем не менее, уже в конце января 2014 г. руководство компании сообщило о том, что она приступила к выпуску нового вида продукции — бесшовных труб увеличенного диаметра по стандартам ГОСТ и EN, предназначенных для реализации именно на европейском рынке.
Но, главное, к концу октября 2017 г. «Интерпайпу» удалось договориться с мировым лидером в сфере производства премиальных трубных продуктов для нефтегазовой промышленности, энергетического сектора и других отраслей – французской компанией Vallourec — о сотрудничестве в форме совместного предприятия (СП) Hold Co по производству стальных бесшовных труб для стран ЕС.
Полгода спустя — 18 апреля этого года — партнеры сообщили о том, что с осени 2018 года начнут совместный выпуск линейных труб, труб общего назначения, а также продукция для машиностроения.
«Трубы, произведенные «Интерпайпом», будут проходить отделку и контроль качества на финишной линии, которая будет создана в рамках СП, построена на базе завода «Интерпайп Нико-Тьюб» и передана в управление Vallourec», — уточнили в пресс-службе «Интерпайпа».
При этом сбыт продукции Hold Co на рынке ЕС под брендом Vallourec позволит «Интерпайпу» обойти какие бы то ни было защитные меры и все-таки увеличить объемы реализации собственной продукции в Европе.
Так же в период утверждения новой маркетинговой стратегии «Интерпайпа» — в начале 2014 г. — эксперты предполагали, что из-за антидемпингового расследования в отношении ввоза трубной продукции в США компании не удастся нарастить объемы продаж своей продукции и на этом рынке. Действительно, после его окончания в середине июля 2014 г. на ввоз в США нефтегазовых труб, произведенных в Украине, была установлена пошлина в размере 6,73%.
Однако, одновременно с этим между властями США и Украины было заключено Соглашение о приостановке действия этой пошлины до июля 2017 г., которое впоследствии было оставлено в силе до 10 июля 2018 г. Что, естественно, позволило «Интерпайпу» в достаточной степени использовать возможности и рынка США.
С другой стороны, в марте 2018 г. президент Дональд Трамп подписал распоряжение, которым установил тарифы на импорт стали на уровне 25%, алюминия — 10%. Новые тарифы вступили в силу 23 марта и касаются всех стран, кроме Канады и Мексики. Оставив в стороне конфликт, в первую очередь, с ЕС, отметим только, что именно в Украине «Интерпайп» является, по сути, единственным пострадавшим от такого увеличения.
И, наконец, тогда же эксперты отмечали, что одним из наиболее перспективных рынков сбыта для компании является Ближний Восток. В самом деле, еще в первом полугодии 2014 г. ее руководство предприняло ряд шагов для расширения ниши «Интерпайпа» в Иране и Ираке.
А в конце декабря 2016 г. компания освоила производство еще одного нового продукта – коротких переходников диаметром от 60,3 до 339,7 мм и длиной от 0,6 до 5 м со всеми типами резьб в соответствии с требованиями международного стандарта API для реализации в Украине, СНГ, Америке, Ближнем Востоке и Африке.
Производство и реализация
Как бы то ни было, но в первые три года после утверждения курса на диверсификацию рынков сбыта объемы производства и реализации продукции «Интерпайпа» существенно сокращались. Так, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. объемы продаж уменьшились на 29% и составили 600 тыс. т, в том числе трубной продукции — 507 тыс. т. При этом доля экспорта в общем объеме сбыта компании достигала 80%.
Однако, уже в 2015 г. «Интерпайпу» удалось радикально трансформировать структуру реализации трубной продукции: существенно увеличить долю европейского, до 22%, и ближневосточного, до 17%, рынков, а также рынков СНГ, до 20%, и Украины, до 21%. Соответственно доля ранее традиционного рынка РФ составила лишь 10%.
Таким образом если еще в 2015 г. компания и не смогла за счет роста объемов сбыта на других рынках перекрыть сокращение объемов продаж труб в РФ, то сделала все возможное для того, чтобы это произошло в обозримом будущем.
В 2016 г. по сравнению с 2015 г. объемы реализации продукции «Интерпайпа» уменьшились еще на 5% и составили уже 572 тыс. т, в том числе трубной — 458 тыс. т. При этом доля экспорта в общем объеме сбыта компании сократилась до 75%. Между тем она по-прежнему неуклонно наращивала объемы продаж труб в Европе, со 111 тыс. т до 124 тыс. т, и на внутреннем рынке, со 108 тыс. т до 118 тыс. т по сравнению. И, в конечном счете, в 2016 году суммарная доля реализации этого вида продукции на трех приоритетных для нее экспортных рынках — в Европе, Америке, Ближнем Востоке и Азии — впервые превысила 50%.
Наконец, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. «Интерпайп» существенно увеличил объемы сбыта продукции — на 35%, до 767 тыс. т, в том числе трубной — до 595 тыс. т. В частности, компания продолжала наращивать объемы продаж труб в Европе, до 136 тыс. т, и на Ближнем Востоке, до 81 тыс. т, а также в СНГ, до 35%, и в Украине, до 29%.
Вполне очевидно, что одним из ключевых факторов роста объемов реализации продукции компании стала благоприятная конъюнктура на всех рынках сбыта. Однако не менее очевидно и то, что воспользоваться этим фактором компания смогла благодаря собственной производственной и маркетинговой политике. И это свидетельствует о том, что, с одной стороны, «Интерпайп» все еще остается достаточно чувствительным к колебаниям конъюнктуры рынков сбыта, но, с другой, он уже является гораздо более устойчивым в плане их диапазона.
#экспорт #Металлургия #Интерпайп #металлопрокат