Еще совсем свежа память о весенне-летнем периоде, когда кандидаты в президенты, в народные депутаты, а также политические партии приманивали избирателей обещаниями снижения цен на газ, а следовательно — тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).
Выборы прошли, победители начали исполнять полномочия, парламент и правительство заработали в "турборежиме", принимая много продуманных и непродуманных решений. Однако снижать тарифы новая власть, судя по всему, всерьез не планировала.
И неудачная фраза Андрея Геруса, что "Зеленский шутил о снижении тарифов" ( за которую он позже извинялся), отражала реальные желания Зе-Команды. Ведь за время ее полугодового правления тарифы на некоторые коммунальные услуги не то что не были снижены, — они даже возросли. Скажем, в конце сентября НКРЭКУ повысила тарифы на водоснабжение и водоотвод для целого ряда городов Украины… И если платежи за воду, электроэнергию, содержание дома и придомовой территории потребители еще могут осилить, то суммы в платежках за газ, тепло и горячую воду до последнего опустошают карманы соотечественников. И жители давно перестали своевременно платить даже обязательные доли платежей за разные виды услуг. Задолженность населения за природный газ, централизованное отопление и горячую воду в Украине нарастает, как снежный ком. По данным Госстата, на конец сентября она достигла, соответственно, 22,3 млрд и 14,4 млрд грн и составляла совокупно почти 72% общей задолженности за ЖКУ на сумму 51 млрд грн.
Децентрализация в сфере теплоснабжения оказалась бедой для жителей городов и областей. Ведь если национальный регулятор — НКРЭКУ, утверждая новые тарифы, корректирует только отдельные составляющие (газ, электроэнергия, зарплата), то органы местного самоуправления дают волю полному расчету тарифов, т.е. утверждают тарифы на полную катушку! Давно понятно, что горисполкомы и областные рады не позволят обидеть свои же коммунальные предприятия.
В октябре-ноябре 2018 г. ряд горисполкомов установили просто драконовские тарифы на централизованное отопление и горячую воду для населения. Например, исполнительный комитет Тернопольской горрады утвердил тариф на отопление в размере 1746,82 грн за 1 Гкал и 42,24 грн за кв. м (для домов без счетчиков тепла). В Луцке стоимость тепла "подросла" до 1847,75 грн за 1 Гкал и 42,39 грн за кв м. В конце прошлого года откорректировал тарифы на тепло и горячую воду в сторону роста и Житомирский горисполком — 1636,96 грн за 1 Гкал и 38,89 грн за кв. м. Кстати, тарифы в этом городе долгое время были ниже, чем в соседних областных центрах, и Житомир ставили в пример сдерживания подорожания "благ цивилизации". Установленные местной властью тарифы ощутимо выше, чем в сравнимых по количеству населения городах, для которых тарифы устанавливает национальный регулятор — НКРЭКУ. Например, в Ивано-Франковске тариф на отопление сейчас составляет 1312,11 грн за Гкал и 32,28 грн за кв. м, Хмельницком — 1480,92 грн за Гкал и 33,85 грн за кв. м, Черновцах — 1204,62 грн за Гкал и 27,90 грн за кв. м. Чувствуете разницу со стоимостью тепла в городах, где тарифы регулируют горисполкомы?! Хотя жители Ривного за тепло все же вынуждены платить дороже — 1795,53 грн за Гкал и 42,73 за "квадрат".
В ходе предвыборной кампании в ВР предыдущая власть делала все, чтобы понравиться избирателям. Одним из привлекательных пряников было снижение тарифов на тепло, что особенно волнует население городов во всех уголках Украины. Потому что среди всех видов ЖКУ суммы за тепло в платежках самые высокие. Тогдашнее правительство под руководством В.Гройсмана в ручном режиме, административным путем снизило тарифы на тепло для городов областного значения и Киева. Так 26 июня 2019 г. Кабмин принял постановление №560, которым установил на отопительный сезон 2019/2020 гг. предельные тарифы на услугу по снабжению тепловой энергии: 1400 грн за 1 Гкал и 35,21 грн за кв. м (с учетом НДС). Но самое интересное было впереди.
Когда в прошлом году устанавливали тарифы на тепло и горячую воду, то эти услуги в решениях горисполкомов и в договорах с потребителями назывались более мягко и звучали так: "услуги по централизованному отоплению" и "услуги по централизованному снабжению горячей воды". А с 1 мая 2019 г. вступил в силу новый Закон "О жилищно-коммунальных услугах", в котором эти услуги уже называются иначе, строже: "услуги по снабжению тепловой энергии" и "услуги по снабжению горячей воды". Хотя, в сущности, это одни и те же услуги.
И упомянутые горисполкомы с начала нынешнего отопительного сезона отказались пересматривать тарифы на тепло и горячую воду, не захотели привести их в соответствие с требованиями постановления Кабмина №560, т.е. снизить эти тарифы. Они еще вооружились "заключительными положениями" нового Закона "О жилищно-коммунальных услугах", в которых записано: "Договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенные до вступления в силу этого Закона, сохраняют действие на условиях, определенных такими договорами, до даты вступления в силу договоров о предоставлении соответствующих коммунальных услуг, заключенными по правилам, определенным этим Законом. Такие договора должны быть заключены между потребителями и исполнителями коммунальных услуг на протяжении одного года с даты вступления в силу этого Закона". А это значит, что до 1 мая 2020 г. могут действовать предыдущие тарифы.
Городской голова Житомира Сергей Сухомлин пошел дальше и обратился к новому правительству и премьер-министру Алексею Гончаруку с просьбой отменить постановление №560, потому что оно якобы не отвечает требованиям закона. Кроме того, по версии житомирской мэрии, если установить предельные тарифы, предложенные правительством, то придется покрывать разницу в тарифах на тепло из городского бюджета, а это — 70 млн грн. Тогда город останется без бюджета развития, не будут отремонтированы школы, дороги и т.п. В унисон с житомирским градоначальником действовала Ассоциация городов Украины. В конце октября эта общественная организация голосом исполнительного директора Александра Слобожана тоже апеллировала к правительству: "Для абсолютного большинства городов такие расходы являются непосильными, а внедрение таких изменений приведет к полному прекращению предоставления услуг по снабжению тепловой энергии и горячей воды населению". Голос Ассоциации городов был услышан Кабмином. И 15 ноября правительство на своем заседании все же отменило постановление №560, поскольку оно, как убеждали в этой общественной организации, создавало "угрозу отключения городов от газа из-за необоснованных ставок тарифов". Так была снята юридическая коллизия. На непосильность тарифов для миллионов потребителей и на накопление задолженности по оплате за тепловую энергию члены Кабмина закрыли глаза. Потому тарифы на тепловую энергию и горячую воду для населения остаются на нынешнем уровне. Не исключено, что с начала 2020 г. они могут еще больше возрасти.
С апреля по октябрь т.г. НАК "Нафтогаз Украины" снижал цену на природный газ как для промышленности, так и для населения. Для людей газ в межотопительный период суммарно подешевел на 32%. Что это значило для простых потребителей? С 20 августа до начала отопительного сезона газовый монополист преподнес украинцам подарок — возможность сформировать "газовый запас" по приемлемой цене — 5995,53 грн за 1 тыс. кубометров с НДС (без затрат на транспортировку и распределение). Но НАК не уточнял, что производителей тепловой энергии из газа (где доля голубого топлива в себестоимости тепла превышает 60%) эта более низкая цена не касалась. Они будут оплачивать газ по текущим ценам. Интересно, как же формируются цены на газ для теплоснабжающих организаций? Ситуация сложилась почти парадоксальная: гор- или облтеплокоммуэнерго в начале месяца точно не знает, по какой цене в этом месяце будет получать газ. НАК "Нафтогаз Украины" выставляет предприятию коммунальной теплоэнергетики счет согласно фактическим объемам потребления газа за весь месяц…И таким образом держит коммунальную теплоэнергетику в большой неизвестности. В итоге получается, что потребители тепловой энергии поставлены в дискриминационные условия по сравнению с теми людьми, которые непосредственно отапливают дома или квартиры газом. Подавляющее большинство многоквартирных домов не оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами, и жители не могут регулировать подачу тепла в зависимости от температуры внешнего воздуха. Они вынуждены оплачивать весь объем тепла, поступающего с котельных теплокоммунэнерго, по установленным "сверху" тарифам, и повлиять на этот процесс пока не могут. А на пороге — зима…
#Энергетика #Нафтогаз Украины #Кабинет министров Украины #отопительный сезон #НКРЭКУ #коммунальные тарифы #коммунальное хозяйство