В 2016 году тогдашний губернатор Токио Масудзоэ Ёити предсказал, что Олимпийские игры, которые японская столица должна была принять в 2020 году, «оставят после себя водородную революцию в качестве наследия», точно так же, как игры 1964 года в Токио оставили сверхскоростные поезда Синкансэн. Позже в том же году Масудзоэ подал в отставку из-за скандала с расходами. Но пока Токио готовится к церемонии открытия, которая состоится 23 июля из-за пандемии, его мечта продолжает жить.
Впервые в олимпийском факеле горел водород (не говоря уже о бесцветном пламени). Чиновников будут перевозить примерно на 500 автомобилях и 100 автобусах Toyota, работающих на топливных элементах, портативных электростанциях, которые потребляют водород и выделяют только водяной пар. Отель Kawasaki King Skyfront Tokyu Rei использует энергию водорода, полученного из пластиковых отходов.
Безусловно, все изящно. Но также несуществененно, как самый легкий газ. Автомобили на топливных элементах далеко от массового рынка, несмотря на 20 лет усилий Toyota и других японских фирм. Отсутствие заправочной инфраструктуры, трудности с хранением материалов в небольших транспортных средствах и неизменно высокая стоимость топливных элементов - все это свидетельствует против большой роли водорода в экологичном транспорте будущего.
И все же у Японии есть шанс стать водородной сверхдержавой. За кулисами, их фирмы ищут неприглядные применения в тяжелой промышленности и других секторах, где трудно отказаться от испрользованя углеродных ископаемых. Правительство их в этом направляет.
В июне, например, Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI) разработало план по сокращению выбросов углерода в сталеплавильном производстве за счет перехода на «железо прямого восстановления» (DRI). Этот процесс потребляет значительно меньше энергии и может заменить некоторые негативные для экологии ингредиенты необходимой промышленной химии (например, окись углерода). METI тратит миллиарды долларов на промышленность, чтобы коммерциализировать использование водорода в доменных печах к 2030 году. Конгломерат Mitsubishi Heavy Industries строит в Австрии завод по производству безуглеродистой стали. Nippon Steel хочет, чтобы ее технология прямого восстановления начала использовалаться в коммерческих целях к 2030 году.
Японские фирмы тоже начинают заниматься производством сырья. Самый простой способ получить водород - отделить его от метана, каждая молекула которого содержит четыре атома водорода и один атом углерода. Этот процесс, известный как «реформирование», дешев, но грязен, поскольку его побочным продуктом является углерод, нагревающий планету. Чистый водород можно получить из аммиака или воды, но это дороже. Чтобы снизить затраты, ENEOS , крупнейший нефтеперерабатывающий завод Японии, недавно обнародовал планы строительства гигантского завода к 2030 году. Он будет использовать электролитический процесс, чтобы сократить затраты на получение чистого H2 из H2O на две трети.
В июле Marubeni, японский промышленный конгломерат, заключил сделку с Providence Asset Group, австралийской инвестиционной фирмой, о строительстве 30 солнечных ферм, которые будут сочетать возобновляемые источники энергии с батареями и хранением водорода. В конечном итоге они нацелены на экспорт зеленого водорода в Японию. Kawasaki Heavy Industries недавно получила одобрение регулирующих органов на строительство крупнейшего в мире грузового судна для перевозки сжиженного водорода.
Наследие этих Олимпийских игр не так привлекательно, как Синкансэн. Но, может быть, даже более значимым.
#Первая полоса #Нефть и газ #зеленая энергетика #Япония #водород #водородное топливо #Олимпийские игры #Токио