Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) завершила разработку законопроекта "Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечением", запускающий в Украине пенсионную систему 2-го уровня. Документ уже согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами. Ожидается, что после утверждения на заседании правительства он будет передан на рассмотрение Верховной Рады.
Законопроект предполагает несколько видов выплат:
Одноразовую,
Регулярные модифицированные,
Пожизненные.
В зависимости от выбранной участником комбинации, размер итоговых регулярных выплат может быть разным.
"Идея запуска 2-го уровня пенсионной системы в том, чтобы человек, пока работает, обеспечил себя пенсией в будущем, и ее было бы достаточно для достойной жизни. При этом солидарная система, которая работает сегодня по принципу «работающий платит за пенсионера», останется, но не будет единственным или главным для пенсионеров источником средств к существованию", — отметила в беседе с исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова.
Одного закона — мало
Как рассказал председатель НКЦБФР Тимур Хромаев, солидарная пенсионная система, когда работающие граждане перечисляют деньги на выплаты пенсионерам, уже через 10-15 лет столкнется с большими проблемами из-за ухудшения демографической ситуации.
"Уже сейчас Пенсионный фонд глубоко дотационный за счет госбюджета. Поэтому накопительная пенсионная система — это требование времени. Мы должны уже сейчас обеспечить будущим пенсионерам не 30-33% от средней зарплаты по стране, а хотя бы 40%. Наш проект делает такую цель достижимой. Он устанавливает общеобязательные платежи работников на свое будущее пенсионное обеспечение. Сначала 2% от зарплаты, потом каждый год будет добавляться по 1% до 10%", — рассказал Хромаев.
И добавил, что рост взноса будет происходить исключительно в том случае, если средняя зарплата по стране вырастет не менее чем на 5%. Эти деньги будут накапливаться на личных счетах владельцев, управляться независимыми от правительства специалистами, которые пройдут строгий отбор, как квалификационный, так и репутационный, а также будут инвестированы исключительно в надежные и ликвидные активы, говорят в НКЦБФР.
"Этот законопроект должен быть обязательно принят после голосования за другие важные документы. В частности, «сплит», который устранит свободные от регулирования ниши на рынке, законопроекты о защите прав инвестора и развитие инфраструктуры фондового рынка. Без принятия этих законопроектов пенсионная реформа невозможна", — убежден Хромаев.
На сколько вырастут пенсии
На сегодняшний день в Украине работает 62 негосударственных пенсионных фонда (НПФ), из них 20 — с активами более 10 млн грн. Они и есть 2-й уровень пенсионной системы. Фонды могут принимать взносы от самих людей (как по законопроекту) и от их работодателей (такого законопроект не предусматривает), размер взносов и выплат определяется договорными отношениями. Выплаты могут быть одноразовыми или регулярными.
Впрочем, когда накопительная система заработает, открывать счет в НПФ будет все же необязательно. В этом случае взносы будут попадать в Накопительный фонд, созданный Кабмином. Как рассказали финансисты, практически все активно работающие НПФ в Украине демонстрируют позитивную реальную доходность, то есть, обгоняют инфляцию. По состоянию на начало 2019 года участниками негосударственных фондов являются 855 тыс. человек. Общий объем средств на счетах — свыше 2,7 млрд. грн. Первая десятка фондов аккумулировала более 95% активов системы и более 90% счетов.
"Лидерами по доходности являются крупнейшие и наиболее известные фонды, такие как НПФ Укрэксимбанка, НПФ Династия, НПФ Эмерит-Украина (фонд Укртелекома). В случае взносов в накопительную систему в размере не менее 10% от зарплаты, размер будущей пенсии увеличится с существующих 30% до 45% по отношению к зарплате, то есть как минимум на 50%. Увеличение периода взносов, результаты управления сбережениями могут дополнительно увеличить размер пенсии», — отметил управляющий локальными активами группы ICU Григорий Овчаренко.
По словам экспертов, запуск накопительной системы больше всего будет полезен тем, кто на момент его ввода в действие будет не старше 30-35 лет. Тем, кто постарше надо будет откладывать на пенсию минимум 10% дохода, а в 45 лет — все 20%.
"Пенсия в размере 50% от зарплаты, может быть накоплена за 30 лет при отчислениях 13% от суммы зарплаты (при средней доходности накоплений 5,7% годовых)", — объяснил соавтор проекта "Семейный бюджет" Сергей Микулов.
У участников пенсионных фондов, которые сейчас получают пенсии, средний размер регулярной пенсии небольшой — около 1 тыс. грн.
"Это связано с тем, что система существует 14 лет и за этот период не успели скопиться значительные суммы. Предполагается, что в штатном режиме накопления будут формироваться 30-40 лет", — заметил директор ООО "Администратор пенсионного фонда "Центр персонифицированного учета" Юрий Бурков.
Где мошенники
Мошенников на этом рынке практически нет, говорят эксперты, так как он чрезвычайно зарегулирован. Были случаи неэффективного управления, но сейчас таких фондов уже не осталось. Они ушли с рынка, в основном, путем слияния с другими, более успешными игроками.
"В основном неэффективность была связана с головокружением от успехов, когда до 2008 года отечественный фондовый рынок рос на 70-80% в год. Когда грянул кризис, некоторые управляющие не сумели правильно сманеврировать и их фонды понесли убытки. Но сегодня рынок обеспечивает весьма эффективное управление. В период активного банкопада" и девальвации, отечественные пенсионные фонды практически не понесли убытков. Если рынок будет расти, то вероятно количество мошенников тоже поднимется. Регулятор должен установить непрерывной мониторинг и жесткий контроль за финансовыми показателями, жалобами граждан, репутацией руководителей фондов", — говорит Микулов.
Сегодня регуляторы рынка в лице НКЦБФР и Нацкомфинуслуг и так предъявляют высокие требования к участникам рынка, обслуживающим пенсионные фонды. Среди дополнительных требований, которые предлагает фондовая комиссия для запуска накопительной системы: усиление своих полномочий, а также ответственности компаний по управлению активами, администраторов и хранителей. Размер санкции за нарушение может составлять до 5 млн. евро, что минимизирует риск недобросовестного поведения на рынке, считают эксперты.
Для снижения рисков утраты дополнительной пенсии эксперты рекомендуют их диверсифицировать по валютам, странам и инструментам:
Контракт НПФ в грн.;
Программы долгосрочного накопительного страхования жизни в Украине в валюте;
И, кому доступно, — долгосрочные (10 лет и больше) инвестиции в зарубежный фондовый рынок (ETF фонды) в валюте.
Убьют рынок
Впрочем, не все считают предложенную НКЦБФР безукоризненной. Есть те, кто прочит из-за нее гибель всему рынку негосударственных пенсионных фондов.
"Один псевдогосударственный монстр (накопительный фонд) будет перекладывать огромные активы из одного кармана в другой, создавая видимость рыночной конкуренции. При этом говорить о справедливой стоимости и оценке таких активов не приходится. Кроме того, существует огромный риск остаться людям без денег, если государство примет решения пустить их на более "важные" нужды", — говорит Бурков.
Гораздо более эффективной, по его мнению, является децентрализованная модель, предложенная группой нардепов и зарегистрированная в Раде под номером 6677.
"Эта модель обеспечивает эффективность системы за счет высокой степени конкурентности при жестком госконтроле. Модель пенсионной системы, которая сейчас реализуется в Украине, предполагает, что государственная (солидарная) составляющая пенсии будет одинаковой для всех и будет обеспечивать только прожиточный минимум, а все остальное каждый гражданин заработает себе сам, ежемесячно откладывая некий процент своей зарплаты на накопительный пенсионный счет. Думаю, что накопительная часть пенсии будет составлять около 70% совокупной пенсии", — добавил Бурков.
Так или иначе, говорят эксперты, НКЦБФР предлагает, сделать обязательными взносы для физлиц только через два года после запуска реформы. "Учитывая, что вступление закона в силу не планируется ранее 2021 года, реформа пенсионной системы опять откладывается как минимум на 4 года", — резюмировал Овчаренко.
Риски для банков
С одной стороны, очевидно, что существующая солидарная система не справляется с обеспечением пенсионеров достойными выплатами, и со временем ситуация будет ухудшаться (вместе с соотношением пенсионеров и работающих людей). То есть 2-й обязательный уровень — необходимость, а не прихоть.
С другой стороны, законопроект предусматривает довольно существенные по размеру взносы участников (итоговый — 10% от дохода). Привыкшие к регулярным кризисам и девальвации гривны люди вряд ли с радостью воспримут такую перспективу, считают банкиры.
"Существующая инфраструктура пока также не готова к запуску обязательного 2-го уровня. Да и принимать законопроект без принятия ряда "зависших" законопроектов, направленных на защиту прав инвесторов — нельзя, поскольку инвестировать пенсионные активы будет попросту некуда (кроме банковских депозитов и гособлигаций). Кроме того, еще предстоит оценить влияние законопроекта на страховой и банковский рынки, чтобы не допустить ухудшения условий деятельности и конкуренции на них", — отметила Елена Коробкова.
Сами же банки не могут предоставлять услуги по ведению пенсионных счетов в понимании данного законопроекта. Но у них есть депозиты на разнообразных условиях, в том числе накопительные. Банковский депозит предполагает выплаты (в течение периода хранения денег или по окончании его) в виде возврата депозита и процентов, которые рассчитываются по оговоренной между банком и клиентом ставке. Пенсионные же выплаты финансируются из накопленных пенсионером взносов и инвестиционного дохода. Более похожие по структуре продукты могут предлагать страховые компании, которые занимаются страхованием жизни.
#Финансы #пенсия #пенсионная реформа #Пенсионный фонд