НВ совместно с оппозиционными российскими экспертами разбирался, зачем Владимир Путин меняет российскую Конституцию и правительство.
Максимум власти при минимуме ответственности. Именно так можно описать логику конституционной реформы, содержание которой российский президент Владимир Путин озвучил в своем послании Федеральному собранию РФ 15 января.
Ссылаясь на историческую и культурную специфику России, Путин объяснил: «Страна не может нормально развиваться и просто стабильно существовать в форме парламентской республики». А потому Кремль будет двигать страну в сторону республики президентской.
Так, Путин хочет лично увольнять всех членов правительства, Конституционного суда и Верховного суда. В системе власти появится Госсовет — президентский орган с очень широкими полномочиями. Муниципалитеты должны потерять свою хоть и формальную, но независимость от федеральной власти. При этом международное право потеряет в российских юридических реалиях свою приоритетность в отношении к локальным законам.
В комиссию по разработке изменений в Конституцию должны войти писатель Захар Прилепин, воевавший против Украины на Донбассе, и один из идеологов изоляции российского интернета Андрей Клишас.
Все конституционные изменения должен утвердить референдум. Пройдет он до 9 мая, когда Россия отпразднует 75-летие победы СССР во Второй мировой войне. Пока что свое участие в параде на Красной площади подтвердили лидеры Китая и Вьетнама. Путин хотел бы, чтобы на празднования приехал кто-то из крупных западных лидеров, считает Константин Эггерт, авторитетный российский журналист.
На этом новости в России не заканчиваются. Правительство Дмитрия Медведева в полном составе ушло в отставку, а Госдума успела единогласно поддержать кандидатуру нового премьера — 54-летнего Михаила Мишустина. Путин уже назначил его премьер-министром России.
Вся эта череда событий — новое правительство, референдум, празднование 75-летия победы — должны, по оценкам экспертов, нарастить личный рейтинг Путина, который наконец якобы перешел от «побед» на внешнеполитических фронтах к внутренней социально-экономической повестке.
«Путин хочет показать, что сделал для страны все, дал деньги на инвестиции, а Кабмин Медведева не смог это трансформировать в экономический рост», — говорит Сергей Алексашенко, экс-замглавы Центробанка РФ. По его мнению, Медведев в глазах Путина выглядит сейчас как «бюрократический импотент».
По официальному прогнозу российского правительства, экономика страны в этом году вырастет на 1,5%. Всемирный банк добавляет: если бы не санкции, экономика могла бы расти на 1,2% быстрее. «Санкции — санкциями, они не настолько важны для Путина, все-таки страна безумно богатая», — комментирует Дмитрий Орешкин, российский политолог. По официальным данным, резервы Центробанка России составляют $557,5 млрд.
Но тот же Всемирный банк давно при помощи статистических данных доказал: экономический рост ускоряется в тех странах, где есть здоровая демократия. В России же остатки демократии после конституционной реформы Путина еще больше сократятся.
«Путин собирается править пожизненно, и не важно, как он будет при этом называться: президентом, председателем Государственного совета, верховным аятоллой или елбасы. Важно то, что он заявил о таком намерении, и так называемая элита восторженно это восприняла», — считает Андрей Пионтковский, российский политолог.
Предложенное Путиным требование к кандидату в президенты проживать последние 25 лет на территории России — не что иное, как попытка убрать из кандидатов Алексея Навального, лидера российской оппозиции. Тот в 2010 году целый учебный год провел в Йельском университете в США.
«Что касается предложенного перераспределения полномочий между парламентом, правительством и президентом, то оно позволяет предположить, что Путин выбрал казахстанский вариант транзита власти, — говорит Иван Преображенский, кандидат политических наук и специалист по российской политике. — Он намерен стать надконституционным национальным лидером, отказавшись от поста президента, но сохранив власть».
Попытка отказаться от приоритета международных правовых норм в российском юридическом поле — один из самых серьезных вызовов для остатков российской демократии за последние годы. «Что касается рядовых россиян, то они фактически потеряют возможность оспаривать российские судебные решения в Европейском суде по правам человека. Они постепенно потеряют и другие возможности для защиты своих прав, гарантированные международными обязательствами России. Но когда они это заметят, будет уже поздно», — подчеркивает Преображенский.
Нынешняя президентская каденция Путина заканчивается в 2024 году. Но ухудшающаяся социально-экономическая ситуация не может позволить Путину сидеть до 2024 года, сложа руки, подчеркивает Эггерт, российский журналист. Поэтому российский лидер переложил всю ответственность за экономические и социальные показатели на нового премьера Мишустина и на Госдуму. «Обещания давал Путин, а выполнять их должен Мишустин», — объясняет Эггерт.
Мишустина в России называют технократом из-за его экономической компетентности. Последние десять лет он возглавлял Федеральную налоговую службу, а до этого работал в частном секторе — возглавлял группу по управлению активами UFG, которая сотрудничала с инвестиционным банком Deutsche Bank.
Эггерт, известный журналист, объясняет: на самом деле широкие массы плохо знают и понимают, кто такой Мишустин. Для них он такое же малоизвестное лицо, как и руководители других федеральных ведомств и регуляторов. Хорошо россияне знают разве что самого Путина, Медведева, министра обороны Сергея Шойгу и министра иностранных дел Сергея Лаврова.
Мишустин провел в России несколько реформ. Он ввел систему индивидуальных налоговых номеров, которая сделала более простым администрирование налогов с физических лиц. Кроме того, он создал в налоговой службе принцип единого окна, который существенно упростил жизнь малому и среднему бизнесу. Тем не менее, Мишустин стал для россиян неожиданностью, резюмирует Эггерт.
«Мишустин — технократ, который не будет иметь никакой политической позиции и не может рассматриваться как преемник Путина, — уверен политолог Преображенский. — Это не проходная, но техническая фигура».
Тем не менее, Мишустин вряд ли сможет ускорить рост российской экономики, считает Алексашенко, бывший замглавы российского Центробанка. «Мнение, что рост ВВП можно ускорить госинвестициями, — тупиковое», — подчеркивает эксперт. Мишустин, в отличие от Медведева, будет стараться вовремя инвестировать в конкретные проекты деньги федерального бюджета, но это никак не компенсирует экономике урон от негативного фактора санкций.
Украине в ближайшее время не стоит бояться эскалации конфликта на Донбассе, считает Эггерт, ведь война в России перестала быть популярной среди обычных россиян. «Но я не верю в масштабную сделку между Путиным и Владимиром Зеленским, ведь она создаст возможности для стабильности в Украине, а Путин этого хочет меньше всего», — объясняет логику Кремля Эггерт. Если ему понадобится новая авантюра вроде крымской, то у него есть опция создать конфедерацию с Беларусью и возглавить ее, например, после окончания срока своих президентских полномочий в 2024 году.
«Знаю, что в нашем обществе обсуждается конституционное положение, что одно и то же лицо не должно занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Не считаю этот вопрос принципиальным, но согласен с этим», — сказал Путин в своем послании к Федеральному собранию.
«Если Путин согласится вернуть назад Крым или слишком глубоко отступит в „ДНР/ЛНР“, он окончательно потеряет всю поддержку, а это единственная поддержка, которая у него осталась — со стороны державного большинства, которое злится на то, что денег нет, цены растут, жизнь не улучшается, но утешает себя тем, что мы зато дали отпор США, отрезали у Украины Крым и так далее», — комментирует политолог Орешкин.
«Путинский режим остается путинским режимом», — делает вывод экономист Алексашенко.
Путин откровенно опасается роста протестных настроений в российском обществе после уличных протестов во время выборов в Московскую городскую думу в октябре. «Он не доверяет российскому правящему классу, который еще в 2019 году начал отчетливо готовиться к транзиту власти, — объясняет Преображенский, российский политолог. — И тут Путину важно сохранить инициативу и не отдать свое будущее в руки своему окружению».
Кроме того, Путин может не верить в победу Дональда Трампа на президентских выборах в США в ноябре и пытается решить все свои проблемы до окончания американских выборов, чтобы встретить во всеоружии любой их результат, говорит эксперт.
Сейчас задача Путина и нового премьер-министра Мишустина — дать, условно говоря, бесплатные горячие обеды в школах в обмен на поддержку усиления авторитарности режима, чтобы отдохнуть какое-то время от внешнеполитических авантюр, делает вывод российский журналист Эггерт.
#Первая полоса #Владимир Путин #Россия #узурпация власти