Если Россия не в состоянии увеличить темпы нефтедобычи, то это должно вызывать тревогу у всех нас.
Россия не может нарастить объемы добычи нефти, хотя ей увеличили квоты в рамках последнего соглашения ОПЕК+. По крайней мере, на это указывают последние данные. Если это правда, у нас есть повод для беспокойства.
Россия является крупнейшей союзницей Организации стран-экспортеров нефти, которые в прошлом году совместно договорились о рекордном сокращении добычи нефти в связи с падением спроса из-за covid-19. Сейчас, когда уровень потребления восстанавливается, и ОПЕК устойчиво наращивает поставки, Россия начинает отставать.
Добыча в этой стране не увеличивается с апреля, хотя квоты для нее по условиям соглашения были увеличены на 200 000 баррелей в день. И эта цифра продолжит расти в будущем году на 105 000 баррелей в день ежемесячно.
По темпам увеличения нефтедобычи Россия отстает от растущих целевых показателей ОПЕК+.
Может быть, у нее появилось новое чувство ответственности, и она решила добывать нефть в объемах, более близких к установленным ОПЕК+ квотам, поскольку большую часть 2020 года была первой в этом объединении по нефтедобыче? Я в этом сомневаюсь. В этом случае Россия должна была, пусть частным порядком, но признать свои прежние нарушения.
Вместе с Саудовской Аравией Россия получила исходный ориентир по нефтедобыче — тот уровень, с которого считаются сокращения. Он составил 11 миллионов баррелей в день. К апрелю 2022 года эта цифра увеличится до 11,5 миллиона баррелей. Но в отличие от стран Персидского залива, российская нефтяная промышленность никогда не добывала этот объем, и уж наверняка не сможет это сделать сейчас.
Отчасти неуверенность относительно нефтедобычи в России объясняется определениями. Сделка ОПЕК+ распространяется только на нефть-сырец и исключает конденсаты, как называют легкую форму нефти, добываемую на газовых месторождениях. В официальных данных российского Министерства энергетики нефть и конденсат объединяют. Но доля конденсата у России весьма существенна, поскольку она является крупнейшей в мире газодобывающей страной. Объем добываемого конденсата может составлять около 800 000 баррелей в день, или 8% от общего объема нефтедобычи в России (в августе министерство сообщило, что он составил 10,43 миллиона баррелей в день). Но скорее всего, он варьируется в зависимости от сезона вместе с изменениями объема газодобычи.
Важный вопрос заключается в том, добыча какого типа нефти из этих двух сокращается. Мы не знаем, например, является ли общий застой производства в стране результатом снижения добычи конденсатов, за которым скрывается увеличение добычи нефти-сырца. Но, если подробнее изучить показатели добычи отдельных компаний, складывается впечатление, что снижение этих показателей относится к газоконденсатам.
Два из трех крупнейших снижений добычи могут относиться к конденсатам.
Крупнейший производитель нефти в России компания «Роснефть» с апреля по август увеличила добычу на 110 000 баррелей в день, или на 3%. У «Лукойла» и «Сургутнефтегаза» увеличение добычи примерно такое же.
Если говорить о тех компаниях, у которых снизилась добыча, то «Газпром Нефть» проводит работы по техническому обслуживанию на своем морском месторождении Приразломное в Арктике. У компании «Новатэк» снижение добычи сезонное, поскольку такие сокращения отмечались и ранее. Кроме того, один из трех проектов, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, также находится на этапе планового технического обслуживания.
Таким образом, остается группа маленьких нефтедобывающих компаний и одна очень крупная газовая компания «Газпром», у которых наблюдается самое крупное снижение добычи с апреля. Российское Министерство энергетики в 2015 году прекратило публиковать отдельно ежемесячные данные по добыче нефти «Газпромом», включив компанию в категорию «Прочие», где на ее долю приходится более пятой части добычи.
Возможно, сокращение добычи конденсата «Газпромом» и стало причиной спада производства в группе компаний из графы «Прочие». Если это так, то застой добычи нефти с апреля месяца может быть иллюзией.
Ответ на этот вопрос мы должны получить уже скоро. Перед приходом зимы «Газпром» должен увеличить добычу газа, поскольку он стремится закачать во внутренние хранилища рекордные объемы. Добыча конденсата должна увеличиться соответственно.
За добычей нефти в России в предстоящие месяцы будут пристально наблюдать. Если она не увеличится, возникнут опасения, что группа ОПЕК+ не в состоянии поднять добычу до целевых показателей. Для первой половины следующего года это может стать хорошей новостью, так как данному объединению все равно придется корректировать поставки. Но любое облегчение будет носить временный характер.
#Нефть и газ #Россия #ОПЕК #Газпром #добыча нефти #квоты #нефть