Президент Владимир Зеленский 9 октября подписал закон об усовершенствовании правовой защиты географических названий, принятый Верховной Радой еще 20 сентября (законопроект №1065). "Внедрение этого закона будет способствовать адаптации актов национального законодательства к праву Европейского Союза, а также выполнению обязательств, взятых Украиной в соответствии с Соглашением об ассоциации с Европейским Союзом", - сообщила пресс-служба президента.
Смысл этого закона, скрытого за замысловатой формулировкой, весьма прост - Украина обязывается отказаться с 2026 г. от использования в названиях отечественного алкоголя запатентованных названий, таких как "портвейн", "мадера", "херес", но самое главное - от слов "коньяк" и "шампанское".
Обязательство перестать называть произведенные в Украине коньяк и шампанское коньяком и шампанским мы взяли на себя еще в сентябре 2014 г., подписав Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Производители украинского шампанского быстро соориентировались, что им в будущем все равно придется отказаться от этого названия, и поэтому поспешили переназвать свою продукцию "вино игристое" и продвигать ее дальше, оставив "шампанское" производителям вина во французском региона Шампань.
А вот производители коньяка пока упрямятся. По их мнению, если украинский коньяк начнут называть не "коньяк", а "бренди", то это очень сильно снизит спрос на их продукцию. Поскольку потребителя якобы уверены, что "бренди" - это продукция более низкого качества. А терять продажи не хочется.
Украинским производителям коньяка уже однажды удалось убедить европейцев оставить нам слово "коньяк" - при вступлении Украины в ВТО украинскую продукцию разрешили называть "коньяк Украины". Однако производители пошли на хитрость - слово "коньяк" на этикетке стали писать крупным шрифтом, а "Украины" - маленьким. Европейцы решили, что второй раз такой номер не пройдет, и таки заставили убрать слово "коньяк".
Но как будет называться с 1 января 2026 г. произведенный в Украине коньяк, пока не ясно. В Украине сейчас работает проект Европейского Союза "Поддержка развития системы географических указаний в Украине", который помогает решить все вопросы, связанные с выбором нового названия для украинских продуктов-аналогов. В рамках этого проекте уже проходил конкурс на новое название украинских коньяков. На конкурс было предложено 32 варианта, среди которых был, например, "Гайстер" - одно из названий белого аиста; "Каннук" - название, образованное из первых букв выражения "кращий алкогольний національний напій українських коньячистів", которое к тому же напоминает по звучанию "коньяк"; "Брунат" - ассоциация с цветом напитка; "Бурштин", "Бурштинок", "Бурштиняк" - по ассоциации с цветом напитка; "Укрньяк" или "Украньяк".
В результате первое место занял вариант "Украинский бренди / Бренди Украины", который набрал 25,6%. Второе место в голосовании получил "Янтарь / Бурштинок / Бурштиняк" с результатом в 9,4%. Третьим в рейтинге стал вариант "Кьянок" с результатом 7,9%. Однако Министерство агрополитики после этого конкурса заявило, что никакого решения по новому названию для коньяка еще на принято.
Однако игра с названиями по европейским правилам несет украинским производителям не только дополнительные хлопоты. Есть и выгоды. Унификация законодательства позволяет не только регистрировать собственные географические названия, но и защищать их на международном уровне. Например, до конца года может закончиться процесс регистрации первого украинского географического названия - "гуцульская овечья брындзя". За ним могут последовать и другие, такие как гуцульская коровья брындзя, вина из региона озера Ялпуг, шабские вина, мелитопольская черешня, херсонский арбуз.
#Агрорынок #Соглашения об ассоциации с Евросоюзом #Европейский Союз #Владимир Зеленский #коньяк #шампанское