В споре, идущем внутри ЕС по поводу строительства нового газопровода «Северный поток — 2», по которому российский газ будет транспортироваться из России в Германию через Балтийское море, сошлись две ведущие европейские страны.
По одну сторону баррикад находится Польша, которая, как и Вашингтон, убеждена в том, что в тактическом плане трубопровод имеет целью исключить из игры Украину как участника транзита газа и увеличить зависимость ЕС от российской энергетики. По другую сторону стоит Германия, считающая, что дополнительный газ поможет гарантировать Европе надежность энергопоставок и снизить риск перебоев, которые время от времени происходят на существующем южном маршруте через Украину.
Сторонники проекта в Германии уверяют, что политика не должна участвовать в этом решении, обусловленном исключительно экономическими соображениями. Страны ЕС разделились в полемике примерно поровну: Северная Европа — за трубопровод, Восточная — против. В итоге вопрос о том, разрешать или не разрешать мандат ЕС на утверждение проекта трубопровода, заходит в тупик.
Но во вторник, во время визита президента Украины Петра Порошенко в Берлин, канцлер Германии Ангела Меркель, кажется, дала понять, что ее новое коалиционное правительство, приступившее к работе месяц назад, может изменить свое мнение.
«Это не просто экономический вопрос, здесь есть и политическая подоплека», — сказала Меркель на совместной пресс-конференции с Порошенко. «Я отчетливо дала понять, что проект „Северный поток — 2" невозможен без ясности в отношении будущего транзитного статуса Украины, — сказала Меркель, добавив, что эту позицию она разъяснила президенту России Владимиру Путину в понедельник по телефону. — Вчера я также сказала президенту Путину: мы не можем допустить, чтобы из-за „Северного потока — 2" Украина совершенно утратила свою значимую роль в области транзита газа в будущем».
Короче: для того, чтобы «Северный поток — 2» получил одобрение ЕС, России необходимо предоставить гарантии того, что она не будет пытаться обойти Украину в качестве маршрута для газового транзита. Предлагаемый трубопровод пройдет параллельно существующему трубопроводу от Выборга (Россия) до Грайфсвальда (Германия) через территориальные воды Финляндии, Швеции и Дании. Годовая мощность этого маршрута, который уже является самым длинным газопроводом в мире, удвоится и составит до 110 миллиардов кубических метров.
Существующий трубопровод сегодня работает менее чем на половину своей мощности из-за санкций ЕС в отношении России после присоединения Крыма к Украине.
Контекст напряженных отношений
Первое заявление Меркель о том, что политика влияет на решение по «Северному потоку», следует рассматривать в более широком контексте растущей напряженности между Россией и Западом после предполагаемого использования Россией нервно-паралитического вещества в попытке покушения на бывшего шпиона в Великобритании. В прошлом месяце в ответ на это нападение Германия выслала четырех российских дипломатов.
Между тем Германию критикуют за то, что она продолжает настаивать на российском трубопроводе, одновременно выражая солидарность с Великобританией в конфликте с Россией.
Всего день спустя после высылки дипломатов Германия дала разрешение на строительство трубопровода — шаг, который британский депутат от консерваторов Боб Сили назвал «большой победой Кремля, помогающей увеличить энергетическую зависимость ЕС от России и сделать Украину более уязвимой».
Возможно, ввиду нарастающего напряжения поддержка трубопровода со стороны Северной Европы будет становиться все менее действенной. Слишком уж силен накал политических страстей.