Если президент России Владимир Путин искал пути усиления экономического давления на соседнюю Украину, то захват трех ее военных кораблей при попытке прохождения через опасное «бутылочное горлышко» пролива, находящегося в совместном пользовании, это вполне однозначное послание.
Детали воскресной стычки на море с обстрелом российскими кораблями украинских судов и задержанием 24 членов их команды являются предметом спора, а подлинные мотивы события неясны. Но данный инцидент породил на Западе опасения в том, что конфликт между Киевом и Москвой, породивший войну на востоке Украины, продолжает обостряться.
Президент Украины Петр Порошенко предупредил, что морское столкновение может послужить предлогом для расширения наступления российских войск, и в ответ ввел военное положение на приграничных территориях.
Хотя ряд аналитиков сомневаются, что г-н Путин пойдет на такой решительный шаг, большинство сходятся на том, что воскресный инцидент является частью стратегии поиска путей дестабилизации Украины и усиления власти Москвы на ее восточном фланге.
Захват кораблей демонстрирует нарастающее стремление России заявить о своих исключительных правах в Азовском море — мелком заливе, который служит единственным морским каналом реализации для экспортно-ориентированной промышленности Украины на ее восточном побережье.
«Ситуация в Азовском море будет и дальше оставаться неустойчивой, но не выльется в серьезный конфликт. России не нужен конфликт в этом районе, — заявил „Файнэншиал таймз" Руслан Пухов, директор Аналитического центра стратегий и технологий. — С другой стороны, Украина может слишком многого лишиться, если Москва усилит давление на морские пути [к ее портам]».
В среду г-н Путин заявил, что «небольшой инцидент» спровоцировала Украина и организован он г-ном Порошенко ради переизбрания на выборах в марте.
«Вошли в наши территориальные воды, которые таковыми являлись до присоединения Крыма к Российской Федерации, — сказал г-н Путин. — А как должны действовать пограничники? Военные суда вторглись в территориальные воды Российской Федерации… Если бы [пограничники] действовали иначе, их всех нужно было бы отдать под суд».
Инцидент произошел вблизи Керченского пролива, соединяющего Азовское и Черное моря. Узкий проход пролегает между материковой частью российской территории и Крымом, украинским полуостровом, аннексированным Москвой в 2014 году.
С момента акта аннексии, который не признан на международном уровне, Россия шаг за шагом стремилась взять под контроль и пролив, и Азовское море — вопреки договору 2003 года, определяющему юрисдикцию обеих стран.
В 2016 году началось строительство 19-километрового моста, соединяющего Крым с Россией. В его конструкции предусмотрена всего одна секция, достаточная для прохождения судов, которая серьезно осложняет движение. Его высота — 33 метра — на практике является преградой для крупных украинских кораблей.
По завершении возведения моста в мае этого года под предлогом обеспечения его безопасности Москва усилила свое морское присутствие на Азове. Ее флот ужесточил проверки и задержания торговых судов под украинским и иностранными флагами, осложняя сроки поставок.
В оправдание своих воскресных действий Россия заявила, что три украинских военных корабля вошли в ее территориальные воды. Это является очередной попыткой установления контроля над проливом.
«Статус Керченского пролива зависит от того, как его интерпретировать. После аннексии Крыма залив стал внутренними водами России, — говорит г-н Пухов. — Россия считает, что это с неизбежностью меняет толкование соглашения 2003 года».
Г-н Порошенко заявил на этой неделе, что Россия поставила своей целью «оккупировать море», что снизит важные валютные поступления Украины от экспорта, в том числе от продажи зерна и стали. Аналитики считают, что потери местного украинского бизнеса от действий России с мая этого года составили десятки миллионов долларов.
Новый акт «давления» нацелен на то, чтобы нанести ущерб «всей экономике и отрицательно повлиять на оценку избирателей своего президента», — заявил представитель деловых кругов, близкий к политикам из верхних эшелонов украинской власти.
За шесть дней до столкновения британский «Форин оффис» в своем заявлении сделал предупреждение о том, что «операции по задержанию и обыску транспортных средств» в Азовском море «вызывают задержки, серьезное удорожание поставок и снижение доходов украинских портов».
«На данный момент это коснулось более 200 судов. Подобная политика подрывает экономику Украины и ее суверенитет», — говорится в заявлении, требующем от России обеспечить свободный проход судов.
А г-н Порошенко на этой неделе высказался еще более откровенно в целом потоке интервью, предупреждая о возможном посягательстве России.
«Как вы видите, количество танков на [российских] базах, которые расположены вдоль нашей границы, выросло в три раза, — сообщил он журналистам за круглым столом, предъявив спутниковые снимки, что показали по телевидению. — Количество подразделений, которые были передислоцированы вдоль нашей границы, причем по всей длине, кардинально возросло».
«Страна находится под угрозой полномасштабной войны с Российской Федерацией», — добавил он.
Правительства западных стран в большинстве своем осудили Москву и призвали обе стороны к смягчению напряжения, но не откликнулись на призыв Киева наказать Россию усилением санкций. Некоторые аналитики говорят, что воскресный инцидент развивается по известному сценарию как в случае действий России в отношении Украины, так и реакции на них Запада.
«Сделай несколько шагов вперед и подожди реакции, — написал в своей твиттер-ленте отставной агент ЦРУ, работавший в России. — Если ее не последует, двигайся дальше. А если что-то будет, подожди, пока эмоции улягутся — и далее опять двигайся вперед».
#Первая полоса #Петр Порошенко #российская агрессия #Азов #Азовское море #Керченский пролив #Владимир Путин