Реконструкция контейнерного терминала в Одесском порту обещает быть масштабной. Сам порт увеличится в три раза, а пропускная способность еще больше. Но самое главное - инвестиции в развитие порта составят 1,5 млрд. долл. Эта цифра будоражит сознание противников проекта. По их мнению, инвестиции раздуты. За эти деньги можно рядом построить такой порт.
Проектом предполагается реконструкция причалов №4 и 5. Это главное в развитии порта до 2008 года. Последние 7 лет Одесский порт прирастает площадями за счет бывших территорий СРЗ "Украина". Минтранссвязи передал порту в оперирование 9 га неиспользуемой территории и 7 га акватории. В 2002-м порт ввел в эксплуатацию один из самых глубоководных на Черном море причал N29, в тылу которого построен мощный зерновой комплекс.
"Проект развития контейнерного терминала, - прокомментировал ситуацию руководитель Одесского порта Николай Павлюк, - достаточно простой. Предполагается намыв около 80 га территории, включающей 3-4 глубоководных причала длиной 1200-1300 м, тыловых площадей. Стоимость проекта - 300 млн. долл. Одним из инвесторов выступила крупнейшая израильская судоходная компания Offer group, которая заинтересована в реализации ряда проектов не только у нас в порту, но и в целом в Украине, о чем подписан меморандум о взаимопонимании с Минтранссвязи. Недавно прибыли специалисты этой компании, которые отрабатывают технические вопросы".
"Новый рывок" - так характеризует перспективы развития руководство порта. Чтобы его оценить, попробуем определить цену вопроса. 80 га новой территории - это 800 тыс. квадратных метров. Намыв 8 млн. кубометров обойдется минимум в 5 долл. за один кубометр, итого - 40 млн. долл. только на намыв. Плюс скальные породы. Плюс собственно выемка этих 8 млн. кубов из воды - это еще 15 млн. долл.
Столь масштабные работы не могут не сказаться на состоянии прилегающей акватории, а это - обширная рекреационная зона от Ильичевска до Южного. Деньги отдыхающих перетекут на Кипр, в Турцию, в Израиль - кстати, инвестором будут израильтяне из Offer group. У этой компании не только контейнерный бизнес, но и недвижимость во всех трех перечисленных государствах. Можно и в растущем рынке контейнерных перевозок на Украине поучаствовать, и спрос на свои курорты поднять.
Однако главный вопрос - не почем, и не чем это грозит, а зачем. По мнению аналитиков - незачем. Существующие территории Одесского и Ильичевского контейнерных терминалов могут обеспечить потребности Украины в контейнеризированных грузах на 5-8 лет вперед. Естественно, при правильной эксплуатации и обновлении техники и технологии.
В Ильичевске все эти компоненты скоро придут в активное движение - согласно имеющимся данным, на днях должна быть объявлена детальная программа действий нового инвестора - НКК.
В Одессе контейнерный терминал действительно нуждается в перепланировке и полном обновлении технологии. При правильной эксплуатации терминал может давать оборот до 800 тыс. TEU - в 4 раза больше, чем в 2004г. Но ведь такие действие потревожат арендаторов, которые на терминале переваливают и щебень, и металлоломом, минеральные удобрения.
А дорогие (порядка 3,5-4 млн. долл. за единицу), хотя разновеликие RMG-краны тягают в тылу контейнерного терминала металл в рулонах и прочие грузы - только не контейнеры. Зачем миллиардные инвестиции там, где хватило бы небольших вложений и нормальной организации работы?
#Первая полоса #Транспорт