25 марта текущего года парламент принял Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год» и другие законодательные акты», который предусматривает обложение налогом на добавленную стоимость портовых сборов. А 3 июня они уже были освобождены от НДС. Что это – политическая игра или дальновидность парламентариев?
Следует оговориться, что ни в прежней (до 31 марта 2005 года), ни в новой (после 31 марта, но до 3 июня) редакции Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» вопрос налогообложения портовых сборов не был урегулирован более или менее четко.
Поскольку портовые сборы не были включены в число операций, освобожденных от налогообложения, считалось, что они в принципе облагаются налогом. До внесения изменений порты в основном придерживались правила, по которому портовые сборы с иностранных судов облагались по нулевой ставке, а с украинских - по ставке 20%.
В качестве обоснования нулевой ставки использовали общую норму пункта 6.2.2 Закона «О НДС», согласно которой по нулевой ставке облагаются услуги, предназначенные для их потребления за пределами таможенной территории Украины. Нельзя не сказать, что такая позиция периодически оспаривалась налоговыми инспекциями на местах, и отсутствие прямой нормы позволяло в каждом конкретном случае оспорить позицию налогоплательщика. (Весной 2004 года Высший хозяйственный суд Украины подтвердил, что портовые сборы с иностранных судов облагаются НДС по нулевой ставке.)
Новая редакция закона (от 31 марта) содержит иной подход к обложению услуг. Обложению подлежат любые услуги, местом поставки которых является территория Украины, при этом ставка налога составляет 20% во всех случаях, за исключением услуг, которые сопутствуют экспорту. Услуги, место поставки которых находится за пределами таможенной территории Украины, объектом налогообложения не являются.
Такой подход основан на базовом законодательстве Европейского Союза и широко используется в законодательстве европейских стран. Неудивительно, что правила определения места поставки услуг также были заимствованы из директивы ЕС №6. В частности, по общему правилу местом поставки является место регистрации лица, которое эти услуги оказывает. Именно это правило и закреплено теперь в украинском законе.
Однако существует ряд услуг, местом поставки которых является место фактического оказания услуг (например, в отношении погрузочно-разгрузочных работ) или место регистрации (нахождения) получателя услуги (например, в отношении услуг консультантов, аудиторов).
В отношении портовых сборов опять-таки осталась некоторая неопределенность. Услуги портов не были прямо названы ни в одном из пунктов, устанавливающих исключения из общего правила. Из этого следует, что местом их поставки является место регистрации поставщика услуг, в данном случае - порта.
В то же время в законе имеется норма, определяющая, что местом поставки в случае предоставления услуг персонала по обслуживанию морских, космических и воздушных объектов является место предоставления услуг. Если рассматривать такой морской объект как судно в качестве места предоставления услуг, которые оплачиваются портовыми сборами и территории государства, под флагом которой такое судно ходит, то можно прийти к выводу, что местом поставки услуг является не таможенная территория Украины, а территория государства флага. Если так, то такие услуги не являются объектом налогообложения услуг.
Однако приведенная аргументация говорит не столько о том, что решение проблемы найдено, сколько о том, что проблема осталась, и НДС на портовые сборы по-прежнему будет предметом спора между налоговыми органами и портами.
Между тем вовсе не банальное желание портов сэкономить на налогах стоит за проблемой НДС. Основной продукт украинского экспорта - металл. Транспортировка металла на экспорт осуществляется в основном морским путем, а, следовательно, - через порты.
Повышение портовых сборов влечет за собой увеличение стоимости судозахода, и как следствие — увеличение стоимости всей перевозки. Если украинский металл станет дорого вывозить, иностранные покупатели предпочтут металл наших конкурентов — России, Китая, Турции. Повышение стоимости такого небольшого, на первый взгляд, элемента перевозки как портовые сборы может больно ударить по одной из основных отраслей украинской экономики — металлургической. (Не считая собственно снижения конкурентоспособности украинских портов.)
Закон, принятый 3 июня 2005 года, впервые за все время установил четкую норму: услуги, которые оказываются иностранным судам и оплачиваются портовыми сборами, освобождаются от налогообложения. Возвращаясь к законодательству ЕС, следует отметить, что в директиве №6 содержится рекомендация для стран — членов ЕС освободить от НДС услуги, которые оказываются морским судам. В связи с этим, например, в Германии портовые сборы, взимаемые с иностранных судов, освобождены от НДС. Поэтому наш новый (от 3 июня) закон вполне соответствует идее адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС.
#Транспорт