Почти двухлетний процесс закрытия одной из самых масштабных аграрных сделок в истории близок к окончанию. 7 июня будет завершено слияние двух мировых тяжеловесов в сфере производства семян и средств защиты растений — немецкой компании Bayer и американской компании Monsanto. Несмотря на термин «слияние», фактически, речь идет о поглощении — эта покупка позволит Bayer стать крупнейшим производителем семян и пестицидов в мире. Покупка Monsanto обойдется Bayer в астрономическую сумму — 66 млрд долларов. Для сравнения, 2017-ом году долларовый эквивалент ВВП Украины составил 112,2 млрд долларов.
Bayer для осуществления сделки привлекает 26 млрд евро за счет размещения акций и облигаций, из которых акции на 6 млрд евро размещаются среди действующих акционеров.
Новая компания будет называться Bayer, но при этом бренды продуктов Monsanto сохранятся и станут частью портфеля Bayer.
Соглашение о слиянии двух компаний было достигнуто еще в сентябре 2016 года, после чего они начали длительную процедуру согласования этой сделки. Государственные органы всех стран, где присутствуют эти компании, должны были оценить ее с точки зрения возможного нарушения антимонопольного законодательства.
В марте этого года сделку одобрила Европейская комиссия, однако с условием, что Bayer продаст свой бизнес по производству овощей. Переговоры о продаже этого бизнеса Bayer вел с другим тяжеловесом мирового аграрного рынка — компанией BASF.
Антимонопольный комитет Украины предоставил согласие на слияние еще в августе прошлого года. Обе компании работают на украинском рынке, где они занимаются как поставками семян, так и средств защиты растений.
Компания Monsanto была первой иностранной компаний, которая в 1991 году начала поставлять на украинский рынок средства защиты растений. Сегодня она также поставляет семена традиционной селекции. Расширяя семенной бизнес — в 2014 году в Житомирской области она начала строить завод по доработке семян кукурузы, который планируется запустить в августе этого года.
Компания Bayer работает в Украине с 1992 года, ее основными направлениями является поставки средство защиты растений, семян овощей, рапса, селекция зерновых.
Артем Ковбель, партнер компании Kreston GCG, глава департамента финансовых расследований, рассказал iAgro, что, как правило, такие поглощения крупных игроков и конкурентов — одна из стратегии роста и развития компании. «Ты или продаешь свою компанию и уходишь в другие направления, либо же покупаешь своих конкурентов и таким образом увеличиваешь свой портфель. Когда компании начинают на конкурентном рынке толкаться, они просто вредят друг другу. Поэтому, как правило, большие компании покупают конкурентов, чтобы нарастить прибыль и диверсифицировать деятельность как с точки зрения продуктов, которые они выпускают, так и с точки зрения клиентов», — сказал он.
Ковбель предполагает, что повышения цен на продукцию в результате слияния компаний ожидать не стоит. «Я думаю, что однозначно повышения цен на продукцию не будет. Поскольку потребители уже привыкли к этой цене, и желание компаний существенно повысить цену и за счет этого — свою маржу, ведет к потере доли рынка. Цену они не будут увеличивать, они просто одному и тому же покупателю предложат еще и ту продукцию, которую они ранее не производили, но которая теперь есть в портфеле покупки конкурента. Таким образом, Bayer повышает свою маржу путем увеличения среднего чека по клиенту за счет диверсификации портфеля продукции без увеличения цен на эту продукцию. Такую стратегию можно считать win-win как для производителя, так и для покупателя», — считает он.
#Агрорынок #удобрения