Интервью с Войчехом Кононьчуком (Wojciech Konończuk) руководителем подразделения Белоруссии, Украины и Молдавии варшавского Центра восточных исследований
Nowa Europa Wschodnia: Предвыборная кампания на Украине официально идет вот уже два месяца. Как выглядит ситуация с соблюдением демократических процедур, свободой агитации? Используются ли грязные предвыборные технологии?
Войчех Кононьчук: Официально кампания началась в январе, но фактически она длится уже гораздо дольше. Самой первой, еще летом, к агитации приступила Юлия Тимошенко. Если взглянуть на кампанию через призму того, что рассказывают основные телеканалы, можно понять, каковы политические симпатии их владельцев. Специфика украинского телевизионного рынка такова, что большинство популярных информационных каналов принадлежит группе пяти олигархов. Везде, кроме канала «1+1», которым владеет Игорюь Коломойский, о действующем президенте говорили в нейтральном или положительном ключе. Это позволяет сделать вывод, что между Порошенко и олигархами существуют неформальные договоренности.
В последние дни предвыборная борьба начала обостряться. На прошлой неделе программа «Наши гроши» обнародовала первые части расследования на тему коррупции в оборонном секторе, речь в которых идет о деятельности первого заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Олега Гладковского, пользовавшегося доверием Порошенко. Это в том числе удар по президенту.
Также на прошлой неделе Конституционный суд признал несоответствующей основному закону статью Уголовного кодекса страны о незаконном обогащении. Любопытное совпадение: этот вердикт огласили в то же время, когда была обнародована история о коррупции в оборонном секторе. Если кто-то здесь может пострадать, то именно Порошенко. Помимо очевидного предвыборного контекста мы видим здесь еще одно: значительная часть политической элиты не заинтересована в реальной борьбе с коррупцией. Решение Конституционного суда отчасти сводит на нет усилия Национального антикоррупционного бюро Украины и влияет на работу Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, в задачи которого входит проверка деклараций политиков о доходах и имуществе. Это очень опасная с медийной точки зрения тема, возможно, через несколько дней мы увидим как ее появление отразится на рейтингах.
— Наблюдая за украинской предвыборной кампанией, можно придти к выводу, что основной конфликт разворачивается между Порошенко и Тимошенко, которая выдвигает президенту обвинения по поводу коррупции в армии. В свою очередь, Служба безопасности Украины обвиняет Тимошенко в том, что для финансирования своей кампании она создала финансовую пирамиду.
— Основных претендентов на победу трое. Это Юлия Тимошенко, Петр Порошенко и Владимир Зеленский. Судя по всему, никто в эту тройку уже не вклинится.
— Может ли повлиять на ситуацию решение мэра Львова Андрея Садового снять свою кандидатуру в пользу бывшего министра обороны Анатолия Гриценко?
— Нет, если мы сложим электорат Садового и Гриценко, получится, что второй займет пятое место, уступив Юрию Бойко. Неизвестно, решат ли все сторонники Садового (около 4% избирателей) голосовать за Гриценко. Скорее всего, половина из них проголосует за Порошенко. Борьба будет разворачиваться между тремя вышеупомянутыми кандидатами. Зеленский и Тимошенко игнорируют друг друга, а одновременно резко критикуют Порошенко. Это их основной соперник.
— Каких взглядов на внутреннюю и внешнюю политику придерживаются Порошенко и Тимошенко, мы знаем. Вопрос в том, какова программа Зеленского — актера и юмориста, который не был профессиональным политиком. Ведет ли он тоже активную кампанию, ездит ли по стране, как Тимошенко и Порошенко? Означает ли недавняя встреча Зеленского со специальным представителем Госдепартамента США по Украине Куртом Волкером (Kurt Volker), что в мире не исключают его победы?
— Рейтинг Зеленского растет, поэтому его стали воспринимать всерьез. Опросы показывают, что он может побороться за победу: во втором туре он выигрывает и у Тимошенко, и у Порошенко. В связи с этим все больше представителей западных государств стремятся с ним встретиться, чтобы понять, на какой позиции он стоит. Понять это по его немногочисленным публичным выступлениям сложно. Дав в январе два интервью, Зеленский замолчал. Я думаю, он делает это намеренно, ведь он не политик и не разбирается во многих темах. Любой опытный журналист способен загнать его в угол неудобными вопросами. Штаб Зеленского решил, что лучше не говорить лишнего, продержаться до второго тура, а там будет видно.
Взгляды Зеленского можно в какой-то мере реконструировать по его немногочисленным интервью и более ранним высказываниям. Это человек, который играет на том, что он не профессиональный политик, а украинцы, уставшие от прежнего политического класса, хотят видеть новые лица. Высокий уровень узнаваемости Зеленского связан тем, что он был хорошо известен в качестве актера и юмориста. Среди кандидатов нет других новых фигур, так что его кампания строится на идее политической новизны.
Зеленский не представил классической предвыборной программы. Несколько недель назад он призвал своих сторонников принять участие в создании такой программы на его сайте. У Зеленского есть только несколько лозунгов, поддержку избирателей он завоевывает благодаря критике Порошенко. В таких сложных вопросах, как война с Россией, актер высказывает наивные и даже опасные суждения. Он называет политику Порошенко в отношении Москвы провальной и считает, что самым верным решением будет личная встреча с Путиным, которая позволит сторонам «сойтись где-то посередине». Понимая, что во многих вопросах он не разбирается, Зеленский решил говорить как можно меньше, чтобы не давать Порошенко поводов для критики.
— Зеленский не обладает политическим опытом и не знает, как управлять государством, почему тогда он решил баллотироваться на высший государственный пост? Специфика украинской политики заставляет задаться вопросом, кто за ним стоит?
— Есть основания утверждать, что он связан с Игорем Коломойским — одним из олигархов, который до сих пор обладает влиянием. Телепрограммы Зеленского показывают на канале «1+1» Коломойского, но актер старается показать, что он одинаково критикует всех олигархов и не выступает «чьим-то человеком». Это, пожалуй, и привлекает украинцев. Они говорят, что готовы голосовать за Зеленского, потому что это новая фигура в политике, не связанная с олигархическими кругами. Избиратели не верят в то, что он связан с Коломойским, ходит у него на поводке.
— Как общественность относится к сообщениям о бизнесе Зеленского в России?
— Зеленский владеет телекомпанией, которая продает свою продукцию в том числе России, но эта информация не повлияла на его рейтинг. Будучи русскоязычным, он обращается в том числе к идее языкового баланса между украинцами, говорящими на украинском и на русском языках. Он сам чаще и охотнее пользуется русским, поскольку знает его лучше. Мне кажется, что глядя на Зеленского, украинцы видят, скорее, Василия Голобородько — героя сериала «Слуга народа». Они больше верят в медийный образ, который актер создал себе за последние годы, чем в реального гражданина Владимира Зеленского.
— У меня сложилось впечатление, что украинцы смертельно устали от своего политического класса. Высокий рейтинг Зеленского — это не столько свидетельство поддержки конкретного кандидата, сколько, вотум недоверия действующим политикам. Об этом также свидетельствуют опросы общественного мнения. О намерении проголосовать за Зеленского заявляют 25,1% респондентов, а поддержать Порошенко и Тимошенко готовы 16,6% и 16,2% избирателей соответственно. Отвечая на вопрос, кто победит на выборах, украинцы называют сначала Порошенко (24,3%), Тимошенко (19,1%) и только потом Зеленского (17,1%). Если актер выйдет во второй тур (а все сейчас свидетельствует о том, что так и произойдет), не решат ли избиратели проявить благоразумие и отдать голос за опытного политика?
— Порошенко рассчитывает именно на это и соответствующим образом выстраивает кампанию. Он надеется на телевизионные дебаты перед вторым туром, в которых, будучи опытным политиком и прекрасным оратором, он сможет положить Зеленского на лопатки. Порошенко будет говорить о том, что украинцы выбирают не только главу государства, но и верховного главнокомандующего армии страны, которая ведет войну. Он наверняка отметит, что Украине нужен опытный президент, ведь даже если он не идеален, у него есть телефоны всех ключевых западных лидеров, кроме того, он уверенно владеет английским. Также действующий президент будет подчеркивать, что ему не удалось претворить в жизнь некоторые свои обещания, и поэтому в глазах части украинцев он не выглядит безупречным кандидатом, однако, альтернативы выглядят хуже. Порошенко будет спрашивать у соотечественников, готовы ли они решиться на эксперимент и проголосовать за юмориста без программы, опыта и знаний.
Посмотрим, насколько такая стратегия будет эффективной. Я бы не стал недооценивать усталость общества от Порошенко и нынешнего политического класса. Президенту противостоит 70% протестный электорат, однако, кампания продолжается. С марта начали выплачиваться монетизированные субсидии, проводится индексация пенсий. Кроме того, Порошенко пользуется сильной поддержкой СМИ. Его капания может еще набрать обороты, хотя, посмотрим, как на нее повлияют вердикт Конституционного суда и коррупционные обвинения в адрес Олега Гладковского.
— Как выглядит ситуация с использованием пресловутого «административного ресурса» в интересах Порошенко?
— Я бы не преувеличивал его значения. С одной стороны, у президента действительно есть свои губернаторы, которые теоретически отвечают за дела, связанные с выборами. С другой — административный ресурс был гораздо сильнее полтора десятка лет назад, в особенности при Кучме. Конечно, сейчас он тоже играет некую роль, украинские комментаторы полагают, что он может дать президенту дополнительные 2-3%, но проверить это сложно.
— Эти 2-3% могут сыграть важную роль, ведь разрыв между кандидатами невелик, и, возможно, эти голоса решат, кто помимо Зеленского выйдет во второй тур: Тимошенко или Порошенко. Я так понимаю, казавшийся несколько месяцев назад вполне правдоподобным сценарий с выходом во второй тур представителей двух противоположных политических векторов (лидера прозападных кругов Порошенко и Юрия Бойко от пророссийских сил) уже утратил актуальность?
— Да. Эта президентская кампания ничуть не напоминает все те, которые мы видели за последние 27 лет. Неизвестно даже, кто выйдет во второй тур, хотя раньше это всегда было понятно.
— Как Вы думаете, решат ли кандидаты, выбывшие из президентской гонки, передать свои голоса политикам, которые окажутся во втором туре?
— Этот вопрос касается в первую очередь электората пророссийских или умеренно пророссийских кандидатов. Мне сложно представить, чтобы например, Юрий Бойко открыто призвал голосовать за Порошенко. Думаю, на такой шаг могут, скорее, пойти кандидаты, занимающие однозначно пророссийскую позицию, как Гриценко.
— Что помимо томоса Петр Порошенко называет в кампании успехами своего президентства?
— У президента есть триада: язык, вера и армия. Он позиционирует себя как лидера, который восстановил украинскую армию и помог Украине окончательно освободиться от России и российских влияний. Кроме того, он демонстрирует успехи в сфере внешней политики: соглашение об ассоциации, безвизовый режим с ЕС. Одновременно Порошенко избегает разговоров об экономических темах, потому что в этом плане похвастаться ему нечем. Развитие на уровне 2,5-3% — это очень скромный результат. Экономическая политика последних пяти лет оказалась одним из основных провалов новых властей и источником разочарования для украинцев. Ответственность за современное положение дел они возлагают на президента, хотя Украина — не президентская, а парламентско-президентская республика.
— Какие новые идеи предлагает Петр Порошенко на следующие пять лет своего президентства? Что предлагает Тимошенко?
— Тимошенко концентрируется в первую очередь на обещаниях социально-экономического плана. Она говорит о недопустимости повышения цен на электроэнергию и коммунальные услуги, обещая снизить их в несколько раз, если станет президентом. Роста тарифов требовал Международный валютный фонд, но политическую ответственность все равно несет Порошенко. Если Тимошенко концентрируется на социальной сфере, то действующий президент говорит о стабильности и предсказуемости, рассказывая о своих достижениях и о том, что он может исправить во время второго президентского срока. Украинцы, подчеркивает он, знают, чего от него ожидать. С точки зрения пиара важное значение имело то, что несколько недель назад в украинскую конституцию внесли слова о необратимости европейского курса страны. Тему борьбы с коррупцией Порошенко затрагивает редко, понимая, что украинцы видят его поражение на этом фронте.
— Какое политическое будущее ожидает Петра Порошенко и Юлию Тимошенко после возможного поражения на выборах? Уйдут ли они из политики?
— Сложно сказать. Если Порошенко проиграет, шансы его политического объединения на парламентских выборах снизятся, вполне вероятно, что оно развалится. Обычно бывает так, что кандидат, получивший президентский пост, становится движущей силой для своей партии. Я, однако, не списывал бы Порошенко со счетов даже в случае его поражения, ведь у избирателей короткая память. Иначе выглядит ситуация Тимошенко. Если ей не удастся победить, ее политической карьере, по всей видимости, придет конец, а ее партия вряд ли получит хороший результат на выборах. Хотя «Батькивщина» с политической сцены не исчезнет: на полтора десятка процентов она рассчитывать может.
— Какую позицию по поводу приближающихся украинских выборов занимает Запад (США, ЕС, Польша)?
— В основном он заявляет о том, что ожидает сохранения стабильности. Элементом, который привлек к выборам особое внимание, стало появление Зеленского — кандидата, который неизвестно откуда взялся и неизвестно чьи интересы обслуживает, принимая участие в президентской гонке. Никто не знает, чего от него ожидать. Недавно его «открыла» международная пресса, которая изумленно пишет о неожиданном лидере опросов. Западные политики в большинстве своем рассчитывают на победу Порошенко, связывая с ним надежды на сохранение политической и экономической стабильности.
— Кто из кандидатов выйдет во второй тур и кто в итоге одержит победу на выборах?
— Если упоминавшиеся выше скандалы не спровоцируют резкого падения рейтинга Порошенко, он выйдет во второй тур, где, скорее всего, встретится не с Тимошенко, а с Зеленским. Чем закончится второй тур, зависит от того, что выберут украинцы: предсказуемость или политический эксперимент. До выборов остается три с половиной недели, есть еще много времени, вполне вероятно, что кампания входит сейчас в самую «грязную» фазу.
#Первая полоса #Петр Порошенко #Владимир Зеленский #выборы