В четверг пользователи Telegram около трех с половиной часов не могли получить доступ к мессенджеру. По словам основателя сервиса Павла Дурова, проблема заключалась в отсутствии электричества, которое перестало подаваться к серверам компании. Эксперты задаются вопросом, почему не сработали резервные каналы, и допускают, что в конфигурации системы Telegram могут быть изъяны.
29 марта около 11 часов по московскому времени пользователи Telegram по всему миру стали испытывать проблемы с доступом к мессенджеру. При попытке загрузить страницу в web-версии Telegram появлялось уведомление об ошибке сервера: «Internal server error occured. Please try again later». Не обновлялся и список диалогов в приложениях. Отправить сообщения тоже было невозможно. Около 14:20 сервис снова заработал. «Отключение питания в серверном кластере Telegram вызывает проблемы в Европе. Мы работаем над тем, чтобы исправить это с нашей стороны, но многое зависит от того, когда компания-провайдер услуг приведет оборудование в порядок»,— сообщил Павел Дуров в своем Twitter. Позже он добавил, что инженеры дата-центра сообщили о скором решении проблемы.
Telegram в официальном Twitter-аккаунте подтвердил сбой в работе в Европе, на Ближнем Востоке и странах СНГ. Роскомнадзор, с которым у Telegram открытый конфликт (сервис отказывается предоставить ключи для расшифровки переписки пользователей), поспешил заявить, что он не стал источником проблем мессенджера. «Пользователи сегодня жалуются на сбой работы Telegram. По данным СМИ, больше всего жалоб поступает из России, Италии, Испании, Франции, Великобритании, Украины и Казахстана. Если вам не терпится заподозрить во всем РКН, знайте: мы тут ни при чем»,— говорится на официальной странице Роскомнадзора в Facebook.
В России у Telegram около 10 млн пользователей, как оценивал в сентябре 2017 года Павел Дуров. По данным AppAnnie, в 2017 году Telegram занял 13-е место среди мобильных приложений по числу загрузок российскими пользователями. На минувшей неделе компания отчиталась о 200 млн ежемесячных активных пользователей. В технологических стартапах часто работают международные команды, и Telegram используется для командного взаимодействия и как важный канал связи с пользователями сервисов, отмечает основатель и управляющий партнер платформы для развития криптотрейдинга Simdaq Евгений Дубовой. Подобные инциденты могут подтолкнуть пользователей к использованию альтернативных каналов в дополнение к основному, считают опрошенные “Ъ” эксперты.
Павел Дуров ранее заявлял, что система Telegram «разбросана» по шести дата-центрам, обращает внимание источник “Ъ” в одном из операторов. «Тогда непонятно, почему при аварии в одном ЦОДе отвалился весь Telegram. Вероятно, что-то было неправильно сконфигурировано или информация о шести дата-центрах не соответствует действительности. Почему в дата-центре не было предусмотрено резервирование питания — тоже большой вопрос»,— рассуждает он, связывая проблемы с возможной оптимизацией расходов мессенджера.
Павел Дуров в своем Telegram-канале пообещал, что мессенджер модернизирует оборудование для предотвращения сбоев. «Чтобы убедиться, что такие сбои больше не повторятся, мы установили более прямую и в режиме реального времени связь между нашими инженерами и электриками центров обработки данных и, что еще более важно, начали модернизировать наше оборудование, связанное с электропитанием»,— заявил господин Дуров. Он также принес извинения пользователям и поблагодарил их за терпение и поддержку, оказанную в период сбоя Telegram.
Из-за сбоя в Telegram объем передачи данных в WhatsApp вырос в 1,5 раза по сравнению с обычным будним днем, сообщил московский «МегаФон». Начиная с 11:00 29 марта объем передачи данных в Telegram сократился в 20 раз, но в то же время не показывал нулевого объема. «Вероятнее всего, это связано с тем, что, например, сообщения фиксировались в мессенджере как отправленные, но в то же время не были получены адресатом»,— рассуждают в компании.
По словам технического директора «МегаФона» Евгения Новоселова, аналитика технического контроля сети показала, что нагрузку принял на себя в основном WhatsApp. «Начиная с 12:00 объем передачи данных в этом мессенджере начал расти и показал значения, превышающие обычные дни, практически в 1,5 раза выше привычных. Остальные мессенджеры изменений не показали»,— говорит он.
Похожая картина была зафиксирована в сети мобильного оператора Yota. По данным аналитиков Yota, 80% пользователей Telegram в момент начала сбоя перешли на WhatsApp. Оставшиеся 20% распределились между Skype и Viber примерно в равной пропорции, при этом сбой практически никак не повлиял на Facebook Messenger. Рост нагрузки на WhatsApp, Skype и Viber был равномерен в течение всего периода сбоя. После восстановления работы Telegram 90% его аудитории вернулось обратно в мессенджер, констатируют в компании.
#Телекоммуникации #WhatsApp #Telegram #Skype #Павел Дуров