Несмотря на официальную информацию относительно роста экспорта товаров и услуг из Украины — за первое полугодие этого года экспорт составил 27,8 млрд долларов и вырос на 2,8 млрд долларов по сравнению с 6 месяцами 2017 г., — которыми так хвалятся сегодня чиновники, внешнеторговый баланс нашего государства за аналогичный период ушел в откровенный «минус». Он сведен с дефицитом на уровне 3,806 млрд долларов, что на 23,7% выше дефицита за аналогичный период 2017 г., который был на уровне 3,078 млрд. Поэтому чиновники предпочитают помолчать. На сайте Кабмина даже не упоминается об этом.
В комментарии Экономическим новостям председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак отметил, что ухудшение сальдо внешнеторгового баланса произошло из-за того, что за прошлый год у нас высокими темпами выросли объемы импорта товаров и услуг из России — на треть. «Именно на торговлю с Россией приходится главный «минус» по сальдо внешней торговли (см. графики). Это произошло в основном из-за роста импорта энергоносителей — газа и нефтепродуктов. Доля импорта энергоносителей из России составляет 75% от всех товаров и услуг, поступающих к нам из страны-агрессора», — говорит он, информируют Экономические Новости.
Зачем аграрной стране ввозить так много продуктов?
Вместе с тем за первое полугодие Украина практически на четверть увеличила импорт дорогих продуктов питания, что также отразилось на ухудшении сальдо внешнеторгового баланса. Эксперт по аграрным рынкам Мария Колесник отмечает, что импортеры за полугодие постоянно увеличивали объемы ввоза дорогих продуктов питания, и спрос на них есть не только среди представителей богатых покупателей, но и среди лиц среднего класса. Причем доля последнего постоянно увеличивается.
В частности, как показывает статистика, импорт пищевых продуктов вырос на 28%, готовые продукты из зерна — на 30%, алкогольные напитки — на 51%. Несмотря на это, если посмотреть с другой стороны, то эти показатели можно также расценивать и как таковые — уровень благосостояния украинцев растет, и они могут позволить себе больше. Мария Колесник с таким утверждением согласна. Но зачем нам так много ввозить импортных продуктов, если есть свои и хорошего качества?!
Ну рынок есть рынок — он все регулирует. Есть спрос, значит, и есть предложение. Но такой «заморский» ввоз продовольствия, как мы видим, очень портит наше сальдо внешнеторгового баланса.
Тем не менее экономисты предупреждают, если отрицательное сальдо внешней торговли будет нарастать и дальше, то это сделает отрицательным общий валютный баланс в Украине, что будет непосредственно влиять на снижение курса гривни.
Чтобы такого не было, по мнению Андрея Новака, нужно менять экономическую политику в Украине, в том числе и курсовую — с политики постоянной девальвации гривни на политику стабильного курса национальной денежной единицы. «Именно такую политику исповедуют все развитые страны, начиная со стран «Большой семерки» и заканчивая соседней Польшей», — говорит он.
То, что якобы для поддержки экспорта в Украине постоянно девальвируют гривню с такой аргументацией — таким образом мы поддержим наших экспортеров, а затем последние вытянут нашу экономику, председатель Комитета экономистов Украины считает неправильным. «Как показала практика за весь период существования гривни в обращении — 22 года, — этот подход является ошибочным. Стоит только посмотреть на то состояние экономики, в котором она сейчас находится», — говорит Андрей Новак.
Нужна энергетическая стратегия
Отметим, в государственном бюджете этого года девальвация гривни заложена — среднегодовой курс 29,3 грн/доллар на конец 2018 г. — 30,1/доллар. Несмотря на это, экономисты не исключают, что курс доллара может подняться еще выше заложенной бюджетом планки.
По мнению эксперта, решение экономических проблем в Украине и, соответственно, улучшение внешнеторгового баланса лежит не в экономической плоскости, а в политической. «Для того чтобы уменьшать импорт и саму зависимость от России, нужна соответствующая энергетическая стратегия. С одной стороны — увеличение объемов добычи собственных нефти и газа, что является вполне реальным, если посмотреть на те запасы, которые у нас есть. С другой — параллельно дифференцировать внешние поставки. И еще — третье направление — энергосбережение и более активное внедрение возобновляемых источников энергии. Это комплексный подход, который нужно реализовывать», — говорит Андрей Новак.
О том, что импорт у нас превышает экспорт, в первую очередь потому, что мы в значительных объемах импортируем энергоносители, говорит также и заместитель министра экономического развития и торговли — торговый представитель Украины Наталья Микольская. «Соответственно, все, что касается энергетической независимости, внедрение альтернативной энергетики, энергосберегающей технологии — это то, что может изменить состояние нашего торгового баланса», — отмечает она.
Между тем важным фактором развития внутренней добычи углеводородов, острый дефицит которых испытывает Украина, по мнению ведущего научного сотрудника Института стратегических исследований Геннадия Рябцева, могут стать Формулы расчета цены энергоносителей («Дюссельдорф+» для газа и «Роттердам+» для угля), основанные на принципе импортного паритета.
«Цена на энергоносители украинской добычи, привязанная к европейским бенчмаркам (индексы NCG для газа и API2 для угля), может позволить увеличить инвестиции в добывающий сектор и способствовать сокращению доли импорта. Но только если четко контролировать, куда идут деньги. Украина должна в несколько раз увеличить вложения в добычу. И тогда можно ожидать сокращения импорта», — отметил ученый.
Власти не занимаются ни экспортом, ни импортом?!
В свою очередь, министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак недавно заявил, что Стратегией низкоуглеродистого развития Украины предусмотрено к 2035 году выйти с сегодняшнего уровня 1,5% производства возобновляемых источников энергии на уровень 11%. «В мире уже сформировались целые коалиции даже не компаний, а стран, которые отказались от потребления угля и призывают других присоединиться к этому движению», — отметил чиновник. Таким образом, перспективы далекие, но сделать в этом направлении можно немало.
Однако не стоит забывать и о наращивании доли экспорта. Так, как отметил в комментарии Экономическим новостям президент Ассоциации «Укрсудпром», экономический эксперт Виктор Лисицкий, рост отрицательного внешнеторгового баланса говорит и о том, что сегодня власти не занимаются целенаправленно развитием экспорта, используя современные подходы, механизмы и рычаги: «Как можно видеть, сальдо внешнеторгового баланса у нас такое плохое за счет того, что импорт растет быстрее, чем экспорт. Многие государства — даже США- имеют механизмы поддержки экспорта. В первую очередь это специальное кредитование. В экспортно-импортном банке».
Вместе с тем эксперт отмечает, что у нас нет поддержки экспортеров и очень сложно взять кредит в банках под производство, например, сверхсовременных приборов, механизмов. «У нас есть закон, который предусматривает создание Экспортно-кредитного агентства. Этот документ был принят уже где-то полтора года назад, но правительство тормозит внедрение закона в жизнь, и именно поэтому у нас не развивается экспорт. Если нет такой регуляторной поддержки со стороны правительства, то можно ожидать и дальнейшей девальвации гривни», — говорит Виктор Лисицкий.
В свою очередь, Наталья Микольская говорит о пробелах в принятом парламентом законе о создании Экспортно-кредитного агентства. «Когда закон принимался, у него не было финансовой модели — депутаты забыли предусмотреть и выделить на это средства в государственном бюджете. Мы прожили год без бюджетного финансирования. В прошлом году предусмотрели бюджетное финансирование, просили 364 млн грн — нам выделили 200. Как это соотносится с финансовой моделью — непонятно», — отмечает она.
По словам заместителя министра экономического развития и торговли — торгового представителя Украины сегодня уже подготовлен и внесен в парламент законопроект, предусматривающий изменения, которые позволят Экспортно-кредитному агентству заработать.
Между тем для того, чтобы как-то улучшить внешнеторговый баланс, эксперты не советуют идти путем ограничения импорта. «В мировой экономике к ограничению импорта относятся крайне отрицательно — развивайтесь, создавайте конкурентную продукцию и тем самым перекрывайте импорт», — говорит Виктор Лисицкий.
С тем, что искусственными методами уменьшать импорт не следует, соглашается и Наталья Микольская. Но несмотря на это, считает, что когда производство у нас модернизируется, импорт — уменьшится, а экспорт — вырастет.