Земля 2.0. Как власть окончательно решила торговать народным достоянием

Депутаты подготовили ко второму чтению проект Закона №2178-10 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения" или попросту - "О рынке сельхозземель".

Всего парламентарии предложили к проголосованному 13 ноября 2019 г. в первом чтении законопроекту 4018 правок. Однако при рассмотрении на аграрном комитете Рады были учтены только девять правок, все остальные - отклонены.

Но единственная существенная правка, которая охватывает ключевые изменения в законопроекте между первым и вторым чтениями и была учтена, принадлежит трем авторам - замглавы аграрного комитета Рады Павлу Халимону, главе аграрного подкомитета Артему Чорноморову и члену аграрного комитета Марине Никитиной, все - из фракции партии "Слуга народа". Именно эти изменения мы и рассмотрим.

Землю иностранцами - только после референдума
После редактирования ко второму чтению в законопроекте появилась норма, согласно которой иностранцы могут стать собственниками украинской сельхозземли только в том случае, если это решение будет принято на референдуме. Появление этой нормы не стало неожиданностью - еще до голосования законопроекта в первом чтении включить ее в текст пообещал президент Владимир Зеленский.

В законопроекте прописано, что иностранцы-физлица и иностранные компании могут получать право собственности на сельхозземлю "со дня одобрения этого решения на референдуме". Однако ни о сроках проведения такого референдума, ни о его условиях в законопроекте не сказано ни слова. При этом независимо от результатов референдума запрещено давать право собственности на землю юрлицам, акционерами или бенефициарами которых являются иностранные государства.

Напомним, что в первоначальной редакции законопроекта запрет на владение землей иностранцами (в том числе - иностранными государствами) был ограничен только до 1 января 2024 г. И если ранее после этой даты иностранцы смогли бы покупать сельхозземлю государственной и коммунальной собственности, то в новой редакции продажа такой земли будет запрещена, невзирая на референдум.

Также в новой редакции прописано ограничение на владение иностранцами землей в приграничных районах - они не могут стать собственниками участков, расположенных ближе 50 км от госграницы.

Больше 10 тыс. га в одни руки не давать
Вторая по резонансности норма законопроекта - размер концентрации земли в одних руках. В новой редакции предложено ввести ограничение - не более 10 тыс. га в одни руки, и при этом не важно, это физлицо или юрлицо. Депутаты также специально прописали ограничения, которые не позволят концентрировать больше 10 тыс. га в одних юридических "руках".

В частности, общая площадь земельный участков в собственности юрлица не может превышать общей площади участков всех участников этого юрлица. При этом если физлицо владеет правом собственности на долю в уставном капитале или паевом фонде компании или ее акциями, то будет считаться, что такому гражданину принадлежит не только его собственная земля, но и соответствующие наделы, которыми владеет это юрлицо. Нарушение данной нормы является основанием для конфискации этой земли.

Однако насколько такие ограничения будут действенны - пока не понятно. Тем более что бизнес - как вода, он всегда сможет найти лазейку и просочиться сквозь ограничения.

Предыдущая версия законопроекта допускала куда большую концентрацию земли в одних руках: в пределах одной объединенной территориальной громады - не более 25% земель; в пределах одной области - не более 8%; в пределах Украины - не более 0,5%. Практически это означало, что в одних руках не должно было быть более 200 тыс. га сельхозземли. Отметим, что на сегодня крупные агрохолдинги уже превысили это ограничение, некоторые - вдвое или даже втрое.

Однако физическое снижение лимита с 200 тыс. до 10 тыс. га - не совсем позитивно с точки зрения предотвращения монополизма. Денис Низалов, доцент департамента экономики Университета Де-Монфорта, старший советник по вопросам управления земельными ресурсами проекта Prindex, отметил на своей странице в Facebook, что отказ ограничивать максимальную концентрацию земли на уровне до 35% от территории ОТГ означает, что некоторые собственники смогут скупить землю и контролировать отдельные ОТГ, влиять на других собственников, арендаторов и органы местного самоуправления.

Он уточнил, что уже есть случаи контроля через договора аренды, ведь 25% ОТГ имеют площадь менее 10 тыс. га, а 60% общин -  менее 20 тыс. га, включая земли всех видов целевого назначения. "Это означает, что в случае монополизации действующие собственники и местные бюджеты понесут существенные затраты, а в Украине окончательно сформируется класс земельных баронов", - отметил он.

В свою очередь Денис Марчук, зампредседателя «Всеукраинской аграрной рады», которая отстаивает интересы фермеров, отметил, что снижение уровня концентрации земель в новой редакции законопроекта с 200 тыс. до 10 тыс. га - несомненный позитив. Также он считает положительным ограничение, согласно которому землей могут владеть только юрлица, созданные гражданами Украины, а не другими юрлицами. «Это сделает невозможным владение землей иностранцами - бенефициарами компаний», - сказал он.

Негативом Марчук назвал то, что в законопроект так и не внесена этапность внедрения рынка, когда первоначально право приобретать землю получили бы физлица, а юрлица - по прошествии нескольких лет. «Потому что конкурировать физлицам с юрлицами очень тяжело. Крупные компании у нас уже готовы к рынку: они имеют финансовый ресурс, они могут кредитоваться под значительно меньший процент, чем физлица-фермеры. И поддержка от государства на покупку земли будет предоставляться только юрлицам, и банки будут работать только с теми, у кого есть кредитная история, ликвидность и материальные ценности. А у малого фермера такой кредитной истории нет, и ему претендовать на получение кредитов будет очень тяжело. Поэтому более справедливо было бы начать рынок земли исключительно с физических лиц, а через 3-4 года, когда физлица окрепнут, можно запускать на рынок юрлиц с определенными ограничениями», - сказал он.

Банки смогут брать землю в залог
Существенное отличие новой редакции закона - собственниками земли могут становиться банки, но только в случае, если они взыскивают землю в качестве предмета залога. Это означает, что банки смогут выдавать кредиты под залог земли. В редакции законопроекта, подготовленного к первому чтению банки как собственники земли не упоминались вообще.

При этом на банки не распространяется ограничение по объему собственностью на землю - они могут владеть и более 10 тыс. га., но есть нюанс - после получения права собственности на земельный участок обязаны в течение двух лет продать его.

Чтобы не продешевили
Депутаты заложили в законопроект ко второму чтению норму, которая должна защитить  собственников паев от продажи их за бесценок - до 1 января 2030 г. цена продажи земли не может быть ниже, чем ее нормативная денежная оценка. В редакции к первому чтению ценовых ограничений законопроект не содержал.

Право первой ночи
В законопроекте ко второму чтению переписана норма о преимущественном праве на покупку земли. И оно может быть передано арендатором другому лицу, о чем он должен письменно сообщить собственнику земли.

В предыдущей версии законопроекта преимущественное право также фигурировало. Однако тогда арендатор земли имел преимущественное право на ее покупку при условии, если он платит цену, запрошенную продавцом, а в случае продажи на аукционе - если его предложение цены равно наивысшему предложению среди других участников.

По мнению Дениса Низалова, правки этой нормы будут иметь далеко идущие последствия, ведь в Украине в аренде находится более 18 млн га сельхозземель, и если арендатор будет искать заинтересованное в покупке земли лицо, то именно он будет выступать реальным продавцом земли. При этом возможны злоупотребления - покупателями могут оказаться спекулятивные инвесторы или подставные лица, а поскольку оборот преимущественных прав не урегулирован, то арендатор сможет продать такое право много раз. В такой ситуации собственники земли, скорее всего, будут отказываться регистрировать договора аренды и рынок аренды со временем может свернуться, а банки не будут заинтересованы рассматривать арендованные земли как предмет залога.

Низалов отметил, что предложенный депутатами оборот преимущественного права множит эффект от земельной реформы на ноль.

#Агрорынок #Верховна Рада Украины #Кабинет министров Украины #рынок земли #сельхозземля #земельная реформа #Земельный кодекс

Читайте також

Найпопулярніше
Замкнена вертикаль. Що таке Вищий антикорупційний суд і чому його створення бояться політики?
Запит на справедливість або популізм?
Субсидія за новими тарифами: чи вистачить в бюджеті грошей
Актуальне
Хто отримав вигоду від переговорів на Алясці: які наслідки це матиме для України.
Важко знайти актуальні новини, коли подій відбувається небагато. Телеканали висвітлюють зустріч, що проходить на Алясці.
Компанія, що володіє Facebook та Instagram, вчетверте за останні шість місяців намагається провести реорганізацію у сфері штучного інтелекту, повідомляє Reuters.
Теги