До 2045 года пассажиропоток в "Борисполе" может увеличиться в пять раз – до 54 млн человек. Кабинет министров разрешил "Международному аэропорту "Борисполь" увеличить инвестиции в инфраструктуру. Для этого в ближайшие три года авиаузел сможет больше половины чистой прибыли - 60%, направлять не в госбюджет, а на свое развитие. При этом аэропорт будет обязан тратить как минимум 35% на капитальные инвестиции и выполнение своих международных обязательств. В правительстве оценивают потребности предприятия в инвестициях на ближайшие пять лет как минимум в 10 млрд гривен. Эти деньги позволят повысить его конкурентоспособность по сравнению с другими региональными авиахабами. Подробнее о том, как "Борисполь" будет тратить деньги – в материале РБК-Украина. Кабинет министров снизил аэропорту "Борисполь" норму отчисления чистой прибыли в госбюджет с 75% до 40%. Эта преференция будет действовать до конца 2020 года. Воспользоваться льготой "Борисполь" сможет лишь при условии, если 35% прибыли предприятие потратит на капитальные инвестиции и выполнение международных обязательств, следует из постановления Кабмина, принятого на прошлой неделе. Каждый год аэропорт будет проходить государственный финансовый аудит на предмет целевого использования средств, указано в документе.
"Бориспольский узел"
В правительстве рассчитывают, что с увеличением финансирования на базе "Борисполя" удастся построить международный узловой аэропорт – хаб. Из пояснительной записки к постановлению следует, что, по предварительным расчетам, для дальнейшего успешного развития аэропорта в течение ближайших пяти лет необходимо инвестировать в его инфраструктурные проекты, большинство из которых уже начаты, более 10 млрд гривен. Неделю назад Кабинет министров также утвердил финансовый план "Борисполя" на 2018 год с чистым доходом 3,9 млрд гривен, что на 1,57% больше, чем в прошлом году. При этом чистая прибыль уменьшится на 19,8% - до 1,7 млрд гривен. "Это связано со снижением ставки аэропортовых сборов с 17 до 13 долларов США в июне прошлого года, - пояснил РБК-Украина генеральный директор "Борисполя" Павел Рябикин. - Несмотря на плановое снижение доходов "Борисполя", благодаря новой системе скидок, нацеленной на наращивание пассажирооборота, рынок авиаперевозок получит серьезный импульс к наращиванию объемов пассажирских перевозок". По словам Рябикина, в 2018 году на инфраструктурное развитие аэропорта предусмотрено более 2,6 млрд гривен.
"Так, до середины лета ожидаем завершения строительства первой очереди паркинга на 1000 паркомест. На это предусмотрено 166,7 миллионов гривен без НДС. До паркинга мы сдадим багажное отделение для внутренних рейсов, а затем с июня по август - новые выходы на посадку - bus gates. К началу июля ожидаем завершения расширения трансферной зоны, - пояснил РБК-Украина Рябикин. - Еще один объект – это подъездная дорога к терминалу. Работы уже идут, они продлятся до конца мая. В 2018-м также запланированы работы по расширению перрона возле терминала D. Затраты на первую очередь строительства в 2018 году - 500 миллионов гривен". Кроме того, по словам генерального директора аэропорта, также предусмотрены и капитальные инвестиции на выкуп земельных участков авиакомпании "Авиалинии Украины", которые нужны для дальнейшего развития инфраструктуры. Эти проекты крайне необходимы "Борисполю", считают опрошенные эксперты.
Аэропорт вовремя понял свою основную цель - быть хабом, а не конечным пунктом, как рассуждала предыдущая власть в 2010-12 годах, говорит бывший директор научно-исследовательского института гражданской авиации "Украэропроект" Кирилл Новиков. "Для хаба-аэропорта не хватает буквально всего. Постройка трансферной зоны отправит в прошлое огромные неудобства пассажирам, поскольку сейчас это приводит к необходимости проведения двойного контроля. Новый паркинг позволит стать ближе к терминалу D, и, надеюсь, дешевле станет парковать автомобили, - говорит Новиков. - А новые багажные мощности уменьшат время ожидания и облегчат жизнь аэропорта в связи с частыми пиковыми нагрузками". Что же касается выкупа земельных участков, то, по словам эксперта, это нормальная практика. У аэропорта слишком нагроможденная и неэффективная система перронов между двумя имеющимися полосами, пояснил РБК-Украина Кирилл Новиков. "Ее (систему, - ред.) нужно видоизменять. А для этого необходим выкуп, и чем скорее это сделать, тем быстрее аэропорт подготовится к реконструкции старой взлетно-посадочной полосы", - добавил собеседник. Расширение перрона позволит решить проблему с нехваткой мест для самолетов возле терминала D. "Уже сейчас самолеты паркуют на дальних стоянках, что замедляет время наземного обслуживания.
Есть узкое место и в терминальной инфраструктуре - если авиакомпания МАУ, для которой "Борисполь" является базовым аэропортом, продолжит расширение флота, то уже вскоре может быть недостаточно выходов на посадку в часы пик утренних и вечерних разлетов, - говорит эксперт авиарынка Андрей Ярмак. - Если не расширить галерею терминала D и перрон, то при увеличении пассажиропотока могут возникать задержки рейсов и создаваться дискомфорт в использовании терминалов для пассажиров". В МАУ планы аэропорта по развитию инфраструктуры поддерживают, подтвердила директор по коммуникациям, пресс-секретарь компании Евгения Сацкая. Во-первых, по ее словам, с реализацией этих планов может вырасти пропускная способность аэропорта, а, во-вторых, усилится конкурентная позиция "Борисполя" по отношению к другим узловым аэропортам. "Реализация этих планов очень важна для МАУ, как базового перевозчика, выстраивающего разветвленную сеть маршрутов, формирующего стыковочные "волны" в "Борисполе" для привлечения трансферных пассажиропотоков с целью дальнейшего развития транзитного потенциала Украины", - пояснила Сацкая.
Ставка на комфорт
Директор Центра транспортных стратегий (ЦТС) Сергей Вовк назвал планы "Борисполя" "проектами вчерашнего дня". "Их необходимо было реализовывать значительно раньше, поскольку все они являются важными звеньями для обеспечения нормального качества обслуживания пассажиров. При нынешнем уровне роста пассажиропотока в Украине - более 20%, важно обеспечить не только динамику, но и комфорт для пассажиров", - убежден Вовк. Кроме того, по его мнению, важно также и то, что эти проекты напрямую не связаны с авиационной деятельностью. Соответственно, по словам директора ЦТС, "Борисполь" сможет увеличить долю в доходах от неавиационной деятельности, которая имеет большой потенциал для роста.
"В этом направлении "Борисполю" необходимо работать над привлечением частных инвесторов в рамках государственно-частного партнерства по развитию проектов, не относящихся к публичной (стратегической) инфраструктуре, к примеру, в сфере питания или автобусных перевозок пассажиров в аэропорт. Тем более что этому будет способствовать закон "О концессиях", который был принят недавно в первом чтении и, надеюсь, учтет пожелания бизнеса перед финальным голосованием в Раде", - отметил Сергей Вовк. Однако эксперт настороженно относится к планам аэропорта по выкупу земли у "Авиалиний Украины". "Выкуп земли - всегда малопрозрачная сфера. Вот тут важно, чтобы "Борисполь" осуществил его прозрачно, предоставил информацию о том, по каким ценам земля была выкуплена, и что он будет делать с ней в дальнейшем", - отметил он. На этом список объектов для инвестиций не заканчивается. Как следует из пояснительной записки к финплану на 2018 год, в текущем году аэропорт планирует направить 534 млн гривен в достройку терминального комплекса "Зал официальных делегаций" и 73,5 млн гривен - в строительство насосно-фильтрационной станции.
По мнению эксперта авиарынка Сергея Хижняка, достройка терминального комплекса "Зал официальных делегаций", который находится на въезде в аэропорт, позволит избежать неудобств, которые возникают при прилете официальный делегаций. "Сейчас охраняемые лица со своими делегациями прилетают в терминал, который находится около места, где обслуживаются простые пассажиры. Как правило, обслуживание официальных делегаций связано с большими неудобствами для остальных пассажиров, к примеру, частично закрывается аэропорт, привокзальная площадь", - говорит Хижняк. Он считает, что перенос места обслуживания официальных делегаций в другое место создаст больше удобства, прежде всего, для основной массы клиентов аэропорта – обычных пассажиров. "Но в данном случае необходимо прозрачное расходование государственных средств, чтобы не допустить излишеств в достройке терминального комплекса", - подчеркнул эксперт.
Амбициозное будущее
Нынешние и будущие инвестиции позволят "Борисполю" нарастить пассажиропоток до 2045 года более чем в пять раз. По словам Павла Рябикина, в дальнейшем, согласно обновленной стратегии развития, доходы аэропорта будут вкладываться в развитие хабового потенциала. "Сейчас концепция, которая содержит план развития аэропорта в долгосрочной перспективе, находится на утверждении в Кабинете министров. В ней прописан следующий прогноз роста пассажиропотока. Ожидается, что в 2020-2021 годах пассажиропоток достигнет 15 миллионов (в 2017 году 10,55 миллионов человек, - ред.), в 2024-2025 годах – 20 миллионов, в 2031-2032 годах – 30 миллионов, в 2037-2038 годах – 40 миллионов, в 2043 году – 50 миллионов, в 2045 году – 54 миллионов человек", - рассказал гендиректор аэропорта изданию. По его словам, по мере роста пассажиропотока будет меняться инфраструктура аэропорта, и со временем на базе терминала D возникнет один большой терминал. Исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко считает, что эти планы "Борисполя" вполне достижимые. "Когда есть пассажиропоток, то инфраструктуру аэропорта не сложно поддерживать и расширять.
Тем более что Кабмин утвердил для аэропорта уменьшение отчислений от прибыли с 75% до 40%. А это почти миллиард гривен в год при сегодняшних доходах, - говорит Мазуренко. - Главное, чтобы повышалась в стране платежеспособность населения для возможности использовать воздушный транспорт". Вместе с тем Сергей Хижняк скептически относится к планам достичь пассажиропотока в 54 млн пассажиров в 2045 году. "Мало кто из нас подозревает, что будет с нами что в 2019 году, что в 2045 году. Такие планы-модели аэропорты используют для прогнозирования своего развития в будущем и для обоснования своих инвестпроектов. Но насколько реально достичь этих показателей - сложно сказать, ведь к тому время, вполне возможно, появятся другие технологические новшества для перелетов", - предполагает он.