Смена Кабинета министров привела не только к написанию новых программ, но и к изменению риторики. Например, граждане узнали, что теперь в стране не будет дешевого мяса. Скорее всего, никогда.
Сброшены маски и пышные одеяния. Осталась одна голая правда. И для многих она оказалась ужасной. Украинцам сообщили, что отныне могут не надеяться на снижение стоимости мясопродуктов.
А ведь как радужно все начиналось! Потребители еще помнят.
Когда нынешней весной стоимость говядины и свинины на рынках страны приблизилась к угрожающей отметке в 50 грн./кг прежний состав Кабмина решил «принять меры» для минимизации цен.
Механизмы, взятые чиновниками на вооружение, были удивительно разноплановыми. Среди силовых мер, обожаемых чиновниками всех времен и народов, значилось указание базарам допустить к торгам «настоящих» крестьян, якобы способных дешевизной ударить по «спекулянтам». Правда, по словам экспертов, селяне, увидев ценники, ударили по кошелькам покупателей, подтвердив классический принцип рыночной экономики о спросе и предложении.
Были и либеральные рычаги. Правительственные менеджеры выдвинули идею снизить ввозные пошлины на продукт. Хоть и со скрипом, но депутаты проголосовали «за».
Кроме того, поручив губернаторам (на радость сатирикам) активно спаривать имеющихся животных, власти объявили о строительстве в Украине до конца нынешнего года двух десятков крупных свиноферм с привлечением иностранных инвестиций. До двадцати еще далеко, но несколько компаний уже начали подобные проекты.
Наконец, правительство обязало Госрезерв сбивать мясные цены систематическими интервенциями, для чего, например, в апреле-мае ведомство должно было приобрести 50 тыс. тонн говядины и 50 тыс. тонн свинины. Ожидалось, что затем этот товар продадут через магазины «Укркоопсоюза» по хорошей для народа цене -- 16-17 грн./кг.
В жизнеспособности затеи почти не сомневались даже заядлые пессимисты, ведь под этот проект Кабмин выделил Госрезерву займ в 500 млн. грн. Однако львиная доля денег осталась неиспользованной: побывавшие на базарах крестьяне прекрасно знали настоящие котировки и поэтому продавать мясо по 11-12 грн./кг отказались.
В итоге Госрезерв приобрел лишь несколько тысяч тонн продукта. А тщетность усилий подтвердили последовавшие вслед «интервенции». По данным ведомства, на конкурсе было реализовано 300 тонн говядины по 12,2 грн./т, в основном Министерству обороны, что, естественно, никак не повлияло на рыночные цены.
Позже состав Кабмина изменился, и идея дешевого мяса тихо угасла. Правда, она осталась теплиться в сознании миллионов украинских малообеспеченных граждан. Но на днях была потушена и она.
Так, выступая во время традиционной пресс-конференции, министр аграрной политики Александр Баранивский заявил, что цены на мясо в Украине снижаться не будут, причем не зависимо от объемов его производства.
В сентябре перерабатывающие предприятия увеличили выпуск мяса и субпродуктов на 4,8% до 51,1 тыс. тонн по сравнению с августом. По сравнению с сентябрем 2004 года данный показатель вырос на 22,1%, или на 9,2 тыс. тонн. Цены на свинину в октябре понизились на 4,6% до 28,7 грн./кг, а на говядину -- выросли на 4,8% до 18,2 грн./кг по сравнению с сентябрем. | ||
Озадаченными оказались и экономисты-либералы, считающие, что избыток товара неминуемо ведет к его удешевлению. Но министр тут же все объяснил. По его словам, отечественный товаропроизводитель не может работать в условиях, когда цена товара ниже себестоимости.
«Мясо имеет свою цену. Я никогда не обещал дешевого мяса», -- подчеркнул он, напрочь проигнорировав принцип преемственности «правительственных поколений».
Он также отметил, что стране не грозит перепроизводство, так как потребление этого продукта в Украине повышается. «Доходы населения растут. Сейчас у нас 38 кг мяса потребление на душу в год. Его нужно в два раза увеличить, поэтому производство необходимо», -- сказал министр.
Мораль сей истории примерно такова: государство в лице аграрного министра окончательно определилось в своих приоритетах. Сделан выбор между интересами нескольких сотен тысяч агрохозяйств и нуждами 47 млн. потребителей. И выбор оказался в пользу агрохозяйств.
Правильно ли это -- рассудит время. Да и сами потребители скажут свое слово. Например, на предстоящих выборах.
#Агрорынок