Пушки на востоке Украины никогда полностью не замолкали, однако трехлетние усилия дипломатии, направленные на разрешение подогреваемого Россией конфликта, оказались, в основном, замороженными — вместе с отношениями России с Западом. Но в настоящее время стали появляться признаки оттепели. Киев и Москва на прошлой неделе обменялись 70 заключенными, что стало политическим прорывом. Президент Франции Эмманюэль Макрон сделал российскому президенту Владимиру Путину несколько предложений. Существуют уже планы относительно встречи этих двух лидеров с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель и новым президентом Украины Владимиром Зеленским в ходе первого с 2016 года саммита Нормандской четверки. Восстановление определенной формы диалога с Москвой уже давно назрело, однако г-ну Макрону следует с осторожностью двигаться в этом направлении.
Все главные действующие лица имеют причины для того, чтобы поддерживать сближение с Россией. Взлет рейтинга популярности российского президента после совершенной в 2014 году аннексии Крыма уже полностью сошел на нет. Г-н Путин сегодня сталкивается с недовольством после пяти лет падения реальных доходов населения, а также в результате принятого в прошлом году решения об увеличении пенсионного возраста. Пропутинская партия «Единая Россия» потерпела серьезное поражение в прошлое воскресенье на муниципальных выборах в Москве, при том что некоторые оппозиционные кандидаты не были допущены к участию в них. Во время предшествовавших дню голосования демонстраций были проведены массовые аресты и избиения их участников, а в отношении некоторых из них были выдвинуты в судах серьезные обвинения.
Возможно, решение г-на Путина об ослаблении напряженности в отношениях с Украиной, а не его новые дорогостоящие авантюры, больше понравятся простым россиянам, которые считают украинцев своими близкими родственниками. Это может также привести к снижению экономического давления, если западные санкции будут ослаблены. Вместе с тем, г-н Зеленский сделал вопрос об обеспечении мира на востоке Украины главным обещанием в ходе своей предвыборной кампании, которое принесло ему победу с огромным преимуществом. Подобный результат обеспечивает ему свободу действий и возможность пойти на такие уступки, которые не мог себе позволить его предшественник Петр Порошенко.
Г-н Макрон хочет взять на себя роль посредника в отношениях между всеми европейскими государствами — в этой роли он является очевидным наследником г-жи Меркель, — а также представить Францию в качестве возрождающейся державы.
Однако единственной дорожной картой, ведущей к миру на Донбассе, является полное недостатков соглашение Минск II, с которым г-н Порошенко вынужден был согласиться в феврале 2015 года, когда он был прижат к стене с помощью дипломатии. Это соглашение предусматривает проведение выборов в оккупированных Россией Донецкой и Луганской областях, а Киев должен предоставить им «специальный статус», включающий в себя широкую автономию. Киев настаивает, что подобный статус должен быть временным, и опасается того, что в лучшем случае подобный вариант позволит России сохранить влияние за счет своих ставленников на востоке Украины, а в худшем случае превратит эти регионы в своего рода раковую опухоль на теле украинской политики.
Опасность состоит в том, что французский президент, стремящийся стать посредником при заключении этой сделки, может заставить неопытного украинского президента согласиться с одним из плохо продуманных компромиссных вариантов. В таком случае г-н Путин может извлечь выгоду, и при этом будет создаваться впечатление, что он решил встать на путь мира. Если позднее на Украине сделают вывод о том, что г-н Зеленский уступил слишком много, это нанесет ему значительный ущерб после впечатляющего старта.
Даже если можно будет заключить сделку по вопросу о восточной Украине без ущерба для Киева, за этим должно последовать ослабление введенных в отношении России санкций. Однако все это не должно привести к нормализации отношения Запада с Россией. Если принимать во внимание европейскую безопасность, а также сотрудничество по широкому кругу вопросов, от ядерной сделки с Ираном до Венесуэлы, то возобновление диалога с Россией является важным. Однако восстановление членства России в Группе семи, — за это выступают г-н Макрон и американский президент Дональд Трамп, — при продолжении аннексии Крыма будет означать полный отказ от прежней позиции и признание результатов российский агрессии против европейского соседа.
Выступая в прошлом месяце перед послами Франции, г-н Макрон сказал, что «отталкивание России от Европы является серьезной стратегической ошибкой». Возможно, он не забыл о том, что именно г-н Путин своими действиям оттолкнул Россию от Европы, а после этого он ничего не сделал для того, чтобы изменить свое поведение.
#Первая полоса #Петр Порошенко #российская агрессия #Владимир Путин #Россия #Владимир Зеленский #Ангела Меркель #Эмманюэль Макрон