7 июня украинский парламент принял долгожданный закон об учреждении специального антикоррупционного суда. Наша страна сделала еще один важный шаг по созданию европейского государства, где все равны перед законом. Это не первый шаг на данном пути, и не последний. Но он показал, что наше движение к истинной демократии стало необратимым.
Никто не станет утверждать, что наш процесс реформирования идет легко и просто. За последние два десятилетия украинцы стали скептиками и сомневаются в возможности прогресса в борьбе с проклятием коррупции. Тем не менее Революция достоинства на Евромайдане дала украинцам надежду на новое будущее с ответственными и подотчетными руководителями и властью закона.
После избрания в мае 2014 года я начал строительство совершенно новой архитектуры для борьбы с коррупцией. Моими союзниками в этом начинании стало энергичное гражданское общество Украины и ее волонтерские организации, работающие вместе с нашими зарубежными партнерами из Европейского союза, Международного валютного фонда и Северной Америки.
Это колоссальная задача даже для лучших времен, но внешние и внутренние враги Украины на каждом шагу тормозят ее попытки построить такое новое будущее.
Россия своей разрушительной тактикой и гибридной войной стремится лишить украинцев права самим определять свое будущее. Москва разжигает войну в Донбассе, которая унесла более 10 тысяч жизней и породила более двух миллионов беженцев. Все это привело к убыткам на сумму примерно 100 миллиардов долларов из-за экономических разрушений и оккупации.
Но у борьбы Украины против коррупции есть также внутренние враги, начиная с популистов и кончая привилегированными группами.
Украинские популисты, подобно своим европейским союзникам, громко вещают о борьбе с коррупцией, хотя сами не заинтересованы в решении данной проблемы. Это бывшие члены Партии регионов Виктора Януковича, а также выступающие против реформ олигархи. Ведь эти самые олигархи, живущие в роскоши в Западной Европе, будут первыми, кто предстанет перед антикоррупционным судом.
Действуя в унисон, все эти противники реформ изо всех сил пытались воспрепятствовать созданию антикоррупционного суда, внеся альтернативные законопроекты и почти две тысячи поправок к предложенному мною закону.
Но все их деструктивные действия и попытки России оказались тщетны. 317 депутатов парламента дали им и циникам свой достойный ответ, просигнализировав о том, что мы преодолеем преграды на пути реформ. Моя партия всеми силами стремится к достижению этой цели, как и наш партнер по коалиции, партия бывшего премьер-министра Арсения Яценюка.
Антикоррупционный суд станет главным бриллиантом в короне той архитектуры, которая нужна Украине для создания правового государства. Но это не первая крупная реформа в стране после 2014 года.
Вот лишь один пример. Теперь украинские чиновники и политики обязаны декларировать свои доходы и собственность в электронных декларациях. Это одна из самых прогрессивных и строгих систем в мире.
Наша четырехлетняя борьба против коррупции уже привела к закрытию коррупционных схем по мошенническому возмещению налога на добавленную стоимость. Мы вернули из-за рубежа полтора миллиарда долларов украденных у государства денег. Реализация прозрачной системы закупок «Прозорро» положила конец коррупции в сфере государственных контрактов и использованию государственной украинской компании «Нафтогаз Украины» в качестве дойной коровы для политических лидеров. Надо сказать, что «Нафтогаз Украины», ранее съедавший более трех процентов украинского ВВП в виде субсидий, сегодня вносит самый большой вклад в государственный бюджет.
Мы серьезно очистили и навели порядок в банковском секторе, национализировав крупнейший банк страны, который за последнее десятилетие отмыл 5,5 миллиарда долларов. Мы боремся со стоящими за этой схемой олигархами, которые не желают отказываться от старых коррупционных привычек.
Наши реформы приносят результаты всем украинцам. Среди прочего, они дали нашему народу возможность без виз путешествовать по шенгенской зоне.
Наша следующая задача состоит в том, чтобы антикоррупционный суд заработал как можно скорее. Иностранные эксперты будут следить за отбором профессиональных судей, делая это открыто и прозрачно, а кандидаты будут подвергаться строгим проверкам. Когда этот суд заработает, он поможет ликвидировать все коррупционные схемы, продолжающие действовать на Украине, и призовет к ответу виновных.
Но эта система не будет в полной мере эффективной, если наши европейские партнеры не внесут свой вклад и не обеспечат на самом высоком уровне тщательные проверки тех капиталов, которые уходят с Украины, а также не перестанут давать прибежище чиновникам и олигархам, стремящимся скрыться от украинского правосудия.
За последние четыре года мы провели больше реформ, чем за любой другой период с момента обретения независимости 27 лет тому назад. Дух Евромайдана жив и поныне, несмотря на преграды и гибель тысяч украинских солдат и патриотов от рук российских ставленников. Люди продолжают гибнуть и сегодня.
Я уверен, что антикоррупционный суд станет революционным прорывом и в корне изменит правила игры. Да, нам предстоит проделать еще много работы, но приняв этот закон, мы подали сигнал о том, что уже не откажемся от своих усилий и станем мирным, безопасным и свободным от коррупции союзником ЕС и НАТО, а также сыграем свою роль в укреплении и сплочении Европы.