К моменту выхода этого материала Кабмин может благословить единый тариф. Однако возможно в окружении премьера Юлии Тимошенко найдутся мужчины, которые убедят ее отложить популистский проект. Чтобы еще раз подумать.
Еще в мае этого года Минтопэнерго обнародовало проект правительственного постановления о введении единого двухставочного тарифа на электроэнергию для промышленных потребителей.
Тариф предполагалось ввести с 1 июля. Однако решение до сих пор не принято. Кабинет министров на своем заседании 11 июля в очередной раз перенес рассмотрение вопроса на эту неделю.
«Очень серьезное постановление, надо еще посчитать», -- так объяснил журналистам причины переноса министр топлива и энергетики Иван Плачков.
Посчитать действительно есть что. Как известно, розничные тарифы на киловатт-час для промпотребителей в настоящее время дифференцируются по двум классам напряжения (для потребителей с присоединенной мощностью до 35 кВ и 35 кВ и выше), а также по каждой области в отдельности. Для каждого региона оба тарифа разнятся в зависимости от себестоимости передачи электричества областными линиями электропередач. При этом колебания розничных расценок на киловатт-час между областями составляют порядка 30% -- по первому классу напряжения и около 60% -- по второму.
Цена электричества наиболее дешевая в восточных индустриальных областях страны, где много крупных промышленных предприятий, питающихся от высоковольтных линий электропередач. Наиболее дорого киловатт-час стоит в аграрных регионах с разветвленными маломощными электросетями и высокой долей бытовых абонентов в энергопотреблении.
Существуют ли рыночные механизмы, способствующие выравниванию разницы в ценах на ток для потребителей различных регионов?
Как поясняют эксперты, такие механизмы есть. Один из них – это введение более дифференцированной сетки розничных тарифов по различным классам напряжения. Вместо нынешних двух классов можно сделать четыре или даже восемь, что позволит определить более оптимальную цену для каждой категории потребителей согласно фактической себестоимости киловатт-часа. Соответственно разница в тарифах для потребителей родственного класса из различных регионов частично выровняется.
В Польше пошли даже намного дальше. Польские энергопоставляющие компании могут предложить своим потребителям в рамках каждой из четырех тарифных групп до двадцати тарифных ставок.
Методики и расчеты разделения потребителей по четырем классам напряжения в Украине есть и пылятся они в стенах Нацкомиссии регулирования электроэнергетики не один год.
Однако, как утверждают регуляторы, для возможности более глубокой дифференциации промпотребителей необходимо повысить тариф на электроэнергию для населения, которое сейчас оплачивает уже менее 50% фактической себестоимости киловатт-часа и дотируется небытовыми потребителями. Это позволило бы снять тарифный груз с промышленности, что в свою очередь также способствовало бы выравниванию расценок на киловатт-час в регионах.
Еще один способ – это вывод крупных потребителей на покупку электроэнергии напрямую в оптовом рынке, либо непосредственно у самих генерирующих компаний, что потребует внедрения конкурентного оптового рынка.
В этом случае цена тока для крупных потребителей снизится, тогда как для всех остальных абонентов возрастет к равновысокой величине. Поскольку доля крупных предприятий является наиболее высокой в индустриальных регионах страны, то наиболее заметным повышение окажется как раз для средних и мелких потребителей промышленных регионов.
В необходимости внедрения конкурентных отношений на энергорынке в Украине в последние годы не сомневался никто. Еще в 2001 году правительство утвердило соответствующую Концепцию функционирования и развития оптового рынка электроэнергии (ОРЭ), которая предусматривает поэтапный планомерный переход к прямым договорам между производителями и поставщиками тока с упразднением государственного монополизма на оптовом рынке.
Кстати, еще в 2001 году нынешний первый заместитель топлива и энергетики и бывший председатель НКРЭ Юрий Продан заявлял о целесообразности перехода к кардинальным преобразованиям на энергорынке начиная с 2005 года. Юрий Васильевич ровно четыре года назад говорил о перспективах внедрения рынка двухсторонних контрактов между генераторами и энергопоставщиками с созданием соответствующей биржевой инфраструктуры.
Однако с приходом правительства Юлии Тимошенко тема рыночных преобразований в электроэнергетике оказалась напрочь забытой. Сегодня никто из руководителей топливно-энергетического блока Кабмина уже не вспоминает ни о Концепции функционирования и развития ОРЭ, ни и том, что еще год назад была создана межведомственная комиссия для реализации этого документа.
Вместо этого информационный эфир переполняют весьма сомнительные правительственные проекты и прожекты административно-управленческого толка, одним из которых и стал проект введения единого тарифа на электричество.
Первоначально идея родилась в виде единого тарифа для всех украинских потребителей без исключения, включая население. Однако абсурдность затеи была слишком очевидной, в результате чего население решили не трогать и ограничиться уравнением цены киловатт-часа для всех остальных потребителей.
Тем не менее популистская подоплека проекта просматривалась налицо и в новом варианте, так как экономические последствия для страны в случае реализации подобного сценария выглядели непредсказуемыми.
Суть идеи заключалась в снижении расценок на киловатт-час для средних и мелких потребителей за счет их адекватного повышения (до 27%) для крупной промышленности.
При этом напрочь игнорировался тот факт, что промышленные гиганты имеют наиболее высокую долю электричества в себестоимости продукции, потребляя крупные объемы тока при наиболее низких затратах на энергообеспечение. В то время как подавляющее большинство остальных потребителей снижения расценок на киловатт-час даже бы не заметили вследствие его низкой доли в себестоимости.
Идея просуществовала недолго и трансформировалась в более смягченный вариант так называемого единого двухставочного тарифа для промпотребителей, то есть тарифа по двум классам напряжения. В этом случае удорожание расценок для промышленности окажется менее заметным.
Донорами в случае реализации этого проекта окажутся потребители Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской областей и Киева, для потребителей которых возрастут тарифы. Если для восточных регионов повышение расценок составит в среднем от 4% до 18%, то для киевских промпотребителей – почти 50%.
Среди отдельных групп крупных промышленных потребителей для железнодорожного транспорта цена киловатт-часа повысится на 9%, для металлургов и угольщиков – более, чем на 12%, для других промпотребителей – до 18%. Цифры не совсем маленькие, если учесть, что оптовый тариф на электроэнергию только в апреле-июне этого года повысился на 14%.
Проект двухставочного единого тарифа, несмотря на свою смягченность в сравнении с предшественником, вызывает тем не менее отрицательные оценки со стороны большинства экспертов, опрошенных «Ведомостями». Как правило, аргументы специалистов совпадают.
Во-первых, любое искусственное удорожание киловатт-часа для базовых промышленных предприятий нежелательно, так как неминуемо ускоряет инфляционные процессы в экономике. И кто знает, перекроет ли доход от удешевления электроэнергии для фермера из аграрной области неминуемые потери от удорожания сельхозтехники?
Во-вторых, проект основывается на тотальном перекрестном субсидировании между потребителями различных регионов и напрочь отдаляет украинский энергорынок от идеологии рыночного принципа ценообразования, согласно которой цена киловатт-часа для каждого потребителя должна максимально соответствовать его фактической стоимости. Вряд ли в ВТО или в Евросоюзе будут в восторге от подобного украинского «ноу-хау».
И, наконец, в третьих: специалисты отрасли однозначно уверены, что стимулировать экономическое развитие страны следует налоговой политикой, однако отнюдь не тарифом на электроэнергию. Цена киловатт-часа – этот тот базовый индикатор, который является ориентационным маяком для инвестора и который нуждается в стабильности и прогнозируемости.
Тарифная политика в энергетике должна базироваться на долгосрочности и последовательности. И если каждое новое правительство будет позволять себе свободные эксперименты в тарифообразовании на электричество, тогда новый алюминиевый завод в Украине уж точно не построят.