Берлин — Федеральный канцлер Ангела Меркель предложила правительственную поддержку усилиям, направленным на открытие Германии для американского природного газа, и это ключевая уступка президенту Трампу, пытающемуся ослабить присутствие России на крупнейшем в Европе энергетическом рынке.
В ходе состоявшегося в этом месяце рабочего завтрака федеральный канцлер проинформировала группу законодателей о том, что ее правительство решило принять участие в финансировании строительства на севере Германии портового терминала для сжиженного природного газа (СПГ), стоимость которого составит 500 миллионов евро (576 миллионов долларов). Об этом сообщили люди, знакомые с содержанием беседы. Встреча с г-жой Меркель придала решающий импульс проекту, который в течение нескольких лет не удавалось сдвинуть с места в стране, получающей большую часть потребляемого природного газа из России по дешевой цене.
Г-н Трамп активно занимается лоббированием, пытаясь заставить Европу покупать значительные объемы СПГ и действуя в рамках своей программы по пересмотру условий торговых отношений. По мнению американских и немецких официальных лиц, Берлин надеется на то, что приобретение американского природного газа может помочь решить затянувшийся торговый спор и даже заставит Вашингтон несколько умерить свое желание ввести санкции из-за «Северного потока — 2» — еще не построенного газопровода, реализация которого позволит России удвоить возможности экспорта природного газа в Германию.
По словам упомянутых осведомленных людей, г-жа Меркель в ходе беседы с законодателями из северного прибрежного региона Германии назвала изменение своей позиции не поражением, а «стратегическим» решением, которое может принести выгоду в долгосрочной перспективе. Эксперты согласны с тем, что открытие своего энергетического рынка не принесет сразу же экономической выгоды Германии, но в конечном итоге может помочь стране диверсифицировать источники получения энергоносителей.
В течение многих лет планы нескольких компаний по строительству терминала для СПГ буксовали, поскольку не было необходимой поддержки со стороны правительства для того, чтобы такой проект стал экономически оправданным. 16 октября, спустя меньше недели после встречи г-жи Меркель с законодателями, один международный консорциум направил первую официальную заявку для получения государственной поддержки при строительстве терминала СПГ в расположенном на севере страны городе Штаде, недалеко от Гамбурга.
На террасе с видом на Бранденбургские ворота, являющиеся символом Берлина, состоялась специальная церемония, и проходила она в присутствии высокопоставленных политиков и посла США Ричарда Гренелла (Richard A. Grenell), приближенного к г-ну Трампу чиновника и проводника его лоббистских усилий.
«Мы создаем рабочие места, а также углубляем трансатлантические отношения. Соединенные Штаты решительным образом настроены на то, чтобы обеспечить поставку американского СПГ в Европу и в Германию», — подчеркнул г-н Гренелл.
Пока остается неясным, какое количество поддержки предоставит Берлин, и в какой форме это будет сделано — наличные субсидии, займы, кредитные гарантии, компенсация возможных потерь для инвесторов или комбинация из всех четырех вариантов. Однако, по мнению осведомленных наблюдателей, правительство Германии уже решило в ускоренном порядке провести анализ этого проекта. В результате решение о финансировании может быть принято еще до конца нынешнего года.
Проект строительства терминала СПГ в городе Штаде поддерживается австралийской финансовой группой Macquarie Ltd., китайской компанией China Harbour Engineering Company Ltd., занимающейся дноуглубительными работами, а также американской фирмой DowDuPont Inc.
Как ожидается, заявки на получение государственной поддержки для строительства терминала СПГ направят также конкурирующие консорциумы, — один из них находится в Брунсбюттеле, примерно в 50 километрах к северу от Штаде, а другой в Вильгельмсхафене, где расположена морская база, славящаяся своим глубоководным контейнерным терминалом. Немецкие официальные лица утверждают, что Штаде и Брунсбюттель являются лидерами этой гонки по причине их высокой готовности и преимуществ местоположения.
Американский СПГ добывается преимущественно из подземных осадочных пород. После добычи он сжижается и транспортируется в танкерах, длина которых составляет 300 метров. Для его выгрузки, хранения и превращения обратно в газообразное состояние требуются специальные терминалы. Из-за сложности перечисленных процессов СПГ оказывается примерно на 20% дороже российского газа, который транспортируется в Германию, в основном, по трубопроводу «Северный поток».
Правительственные чиновники Германии высмеивают некоторые немецкие проекты и считают их дорогостоящими и проблемными «белыми слонами», которые никогда не смогут приносить прибыль. Проведенное в 2016 году Кельнским университетом исследование показывает, что в краткосрочной перспективе немецкий терминал не будет жизнеспособным, поскольку потребности рынка в СПГ покрываются уже действующим терминалом в Голландии.
Во время беседы с местными законодателями г-жа Меркель сказала, что, по ее мнению, этот терминал, по крайней мере, в течение десяти лет не сможет выйти на безубыточность, и поэтому правительственная поддержка будет необходима в течение продолжительного периода времени.
По словам официального представителя правительства Германии, решение о финансировании терминала СПГ было принято в соответствии с коммерческими интересами, а не под давлением со стороны Соединенных Штатов.
Один из распространяемых в Германии американских аргументов формулируется так: покупка произведенного в Америке СПГ улучшит энергетическую безопасность Германии, поскольку сделает ее менее зависимой от Москвы. На долю России приходится около 50% импорта Германией природного газа, тогда как остальная часть, в основном, поступает из Норвегии и Голландии. Эти данные приводятся в Статистическом обзоре мирового энергетического рынка компании «Бритиш петролеум» за 2018 год (2018 Statistical Review of World Energy). Г-н Трамп неоднократно заявлял о том, что Берлин стал «заложником» Москвы и является зависимым от российского экспорта.
По словам Дэна Бруйетта (Dan R. Brouillette), заместителя министра энергетики США, американское правительство «глубоко» убеждено в том, что Берлину не следует класть все яйца в одну корзину. «СПГ является личным приоритетом для президента, а также приоритетной политикой для правительства», — подчеркнул он.
По мнению некоторых экспертов, экономическая сторона СПГ, скорее всего, будет улучшена. Германия намерена избавиться от атомной энергетики и от зависимости от угля, из-за использования которого в атмосферу выбрасывается значительное количество вызывающего потепление климата углекислого газа (CO2). Поэтому Берлину придется повернуться в сторону более чистого природного газа для того, чтобы реализовать амбициозные планы в области климата, сказал Освальд Клинт (Oswald Clint), работающий в Лондоне эксперт по СПГ.
Добыча природного газа в Голландии через десять лет будет остановлена из-за опасений экологического характера, и американский СПГ сможет восполнить эту долю на немецком энергетическом рынке, отметил он.
По словам генерального директора терминала СПГ в городе Штаде Манфреда Шуберта (Manfred Schubert), строительство всего комплекса может быть закончено к 2023 году, если будет предоставлена государственная помощь.
«Субсидии, конечно же, сделают наш проект более привлекательным, однако он основан на реальных экономических расчетах и будет прибыльным», — отметил он.
Этот терминал будет располагаться на территории в 550 гектаров, занимаемой сегодня химическими предприятиями компании «Дау кемикал» (Dow Сhemical) на берегу реки Эльбы. Компания «Дау» пока не сделала никаких официальных заявлений по поводу этого проекта, однако, по словам ее руководителей, присоединение завода к трубопроводной системе Германии будет иметь синергетический эффект, и в результате строительство терминала СПГ обойдется примерно на 100 миллионов евро дешевле, чем в других предлагаемых местах.
По мнению Оливера Грундмана (Oliver Grundmann), законодателя, представляющего консерваторов федерального канцлера и избирательный округ города Штаде, этот терминал будет поставлять СПГ для порта Гамбурга, и его будут использовать новые океанские лайнеры. «Айданова» (AidaNova), круизный корабль класса люкс, будет спущен на воду уже в этом году и будет первым лайнером, работающим на СПГ, и соответствующим новым экологическим требованиям.
«Нам нужно сделать этот шаг сегодня, и не только потому, что этого требует г-н Трамп, а потому, что это необходимо для будущего. Штаде станет символом новых трансатлантических отношений», — подчеркнул Грундман.
#Нефть и газ #США #Газпром #газовая война #Дональд Трамп #Ангела Меркель #Германия #СПГ