25 сентября 2018 состоялся IV съезд лесоводов Украины, на котором 442 делегата обсуждали неутешительное состояние отрасли. Основным лейтмотивом многочасовых выступлений было введение земельного налога на лесные земли и его последствия. С небольшим отрывом шли темы безосновательной клеветы на лесников и критика предложенной архитектуры реформ в отрасли.
Одной из наиболее лесистых областей страны является Закарпатская, где лесами покрыто 52% территории. Геннадий Москаль, председатель Закарпатской областной государственной администрации, также присутствовал на съезде и в свойственной ему экспрессивной манере рассказал делегатам все, что он думает о современном состоянии лесного хозяйства.
Для Закарпатья леса – это основа развития экономики и сырьевая база. Лесистость нашей густонаселенной области является крупнейшей в стране и составляет более половины ее территории.
За последние 50 лет площадь лесов области увеличилась более чем на 10 тыс. га, но при этом у нас на сегодня имеется 20 тыс. га бесхозного леса. Я своим распоряжением создал комиссию из представителей управлениz лесного и охотничьего хозяйства, Госгеокадастра, работников районных государственных администраций, и поставил задачу к 1 января 2019 учесть этот лес и присоединить к управлению лесного и охотничьего хозяйства области.
Почти 600 тыс. га, или 87,1% лесных насаждений находится в подчинении лесохозяйственных предприятий Гослесагентства. Остальные 12,9% площадей находятся в постоянном пользовании Минприроды, Минобороны, Минобразования и на землях запаса.
Ранее на территории военного лесничества были спрятаны ракеты или стратегически важные объекты, но сегодня этого нет. А лес есть, и он активно вывозится. Мы будем забирать леса у Министерства обороны, тем более что есть постановление Кабинета министров о передаче военных лесничеств в сферу управления Государственного агентства лесных ресурсов.
Когда я слышу о «неэффективности» работы лесного хозяйства, мне смешно. За прошлый год предприятия лесной отрасли Закарпатья получили 58,4 млн грн прибыли, из которой уплачены 46,6 млн грн налога на прибыль и дивидендов. Другими словами, с 1 тыс. грн прибыли государственные лесхозы оплатили 795 грн налога, а в собственном распоряжении оставили 205 грн, то есть около 20%. В сводный бюджет и ЕСВ в прошлом году уплачено 371,3 млн грн, а за 8 месяцев 2018 – 296,9 млн грн. Из года в год сумма платежей растет, и это при том, что последние два года объемы заготовки древесины по Закарпатской области уменьшились на 20%.
О сплошной вырубке [лесов] – это все миф. Мы узнали, что карты рубок лесов были взяты из румынских средств массовой информации, когда румыны отдали свой лес в концессию. Потом, когда приняли обратно, леса там уже почти не было. И это тиражируется так, будто происходит в наших Карпатах.
Однако вместо того, чтобы оценить и поддержать эффективность лесного хозяйства страны, законодательная власть иногда принимает несовершенные и даже вредоносные для отрасли нормативно-правовые акты. 10 июля 2018 года Украина приняла закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс и другие законы Украины относительно стимулирования, создания и деятельности семейных фермерских хозяйств». Им внесены поправки в НК, предусматривающие земельный налог на все лесные земли. Скажите мне из названия закона – при чем здесь лес?
Если некоторая часть парламента впала в маразм, то давайте обложим налогом Азовское и Черное моря, а еще – грибы, чернику, ежевику, малину, кабанов и косуль, которые ходят по лесу.
Для лесной отрасли такой закон фактически вводит двойное налогообложение, что в Украине запрещено. Ставки налога на лесные земли установлены в размере до 5% от стоимости нормативно-денежной оценки единицы площади пашни. А кто делал денежную оценку земель, находящихся под лесом? Никто. Вообще сначала надо провести оценку этих земель, а уже потом снимать налоги.
Мы в администрации посчитали, во что это нам обойдется. Дополнительный земельный налог составит по области от 16 млн до 801 млн грн в год. Однако ничего хорошего от этого не будет, ведь при ставке земельного налога всего 0,3% треть лесных предприятий станут банкротами. Дальше – больше: при ставке в 1% 15 из 20 предприятий обанкротятся, а остальные будут работать на грани убыточности. Если установят максимальную ставку в 5%, тогда убытки по управлению лесного и охотничьего хозяйства в Закарпатской области составят 285 млн грн, а все лесохозяйственные предприятия обанкротятся. Такая ситуация заставит лесные хозяйства идти на непопулярные шаги – повышать отпускную цену на дрова. Мы подсчитали, что стоимость дров может увеличиться в 10 раз.
Что касается нелегальных пилорам, не надо много ума и оперативного замысла. Идите в РЭС и посмотрите, в каком районе есть сверхвысокое потребление света – там и найдете пилораму. Просто не надо их крышевать – и все. Но это вопрос не ко мне, а к правоохранительным органам. Я не имею права возбуждать уголовные дела и составлять протоколы.
Еще одним проблемным вопросом является отсутствие государственного финансирования лесного хозяйства. Собственных средств предприятий, полученных от реализации работ и услуг в лесном хозяйстве, не хватает для внедрения природообеспечивающих технологий, закупки новой современной техники, оборудования, строительства лесохозяйственных дорог. Поэтому следует восстановить бюджетное финансирование, в частности, ведения лесного и охотничьего хозяйства, охраны и защиты лесов в лесном фонде. К сожалению, в новом проекте государственного бюджета такого финансирования не предусмотрено.
И главное – парламент Украины должен к первому и второму чтению исключить из Налогового кодекса возможность двойного налогообложения лесной отрасли.
#Агрорынок #лес #Государственное агенство лесных ресурсов Украины