Украинские мобильные операторы так и норовят изменять условия предоставления услуг для увеличения поступлений.
ZN.UA информировало о переходе летом прошлого года операторов мобильной связи с месячной тарификации на 4-недельную.
Касалось это практически всех без исключения пакетов предоплаченной связи. Телеком-компании постоянно балуются с тарифами таким образом, чтобы абонент платил больше, иногда даже не подозревая об этом.
Не думай о секундах...
Вспомним хотя бы отношение операторов к посекундным интервалам тарификации. Дело в том, что согласно установленным рекомендациям, в Украине должна осуществляться посекундная оплата разговоров, но компании давно перешли на поминутную оплату. Точнее, они, как правило, предоставляют определенное количество бесплатных минут, а после их использования снимают деньги за каждую минуту. Например, "Київстар" так описывает на сайте особенности тарификации: "Стоимость первой секунды каждой минуты разговора равна указанной стоимости минуты. Стоимость всех последующих секунд указанной минуты в пределах разговора включена в стоимость такой первой секунды разговора". Оцените красоту игры. Это если вы бежите на определенную дистанцию, преодолели первый метр, и говорите: "Я уже пробежал 1 км, потому что первый метр считается как 1 км. А все последующие метры уже зачислены во время преодоления первого метра".
Но, оказывается, данную махинацию операторам уже давно простили, хотя дело Антимонопольного комитета против lifecell тянется уже два года.
"Считаю необходимым прокомментировать последние статьи, касающиеся судебного обжалования компанией "Лайфселл" решения АМКУ о закрытии дела №130-26.13/45-18 (фактически об отказе в удовлетворении требований "Лайфселл"), — сообщила на своей странице в Фейсбуке уполномоченный АМКУ Мария Процишин. — В первую очередь напомню, что lifecell судится с нами до сих пор и по делу о посекундной тарификации (например, КС, на который был наложен штраф за идентичное нарушение, уже проиграл суд и заплатил штраф) — производство до сих пор продолжаются из-за экспертиз, о которых хлопотал "Лайфселл". То есть, по сути, компания не считает нарушением информирование потребителей о том, что тарификация "посекундная", при этом снимая плату в первую секунду стоимости полной минуты. Однако никто не может поставить под сомнение законное право оператора обращаться в суд".
Сотрудница АМКУ напоминает, что производство по делу длится более двух лет, было удовлетворено более 10 ходатайств сторон с просьбой предоставить дополнительное время для аргументации. Заявитель неоднократно менял просительную часть своего заявления, в конечном счете заявил о необходимости ценового регулирования предложений своих конкурентов, сохраняя свободное ценообразование для себя. Заявитель в рамках заявления говорит о необходимости снижения тарифов конкурента, хотя параллельно компания ведет риторику о низкой стоимости услуг мобильной связи в Украине, что подтверждается их собственными действиями по повышению стоимости тарифных планов.
Однако регулятор обращает внимание в первую очередь на "неправильную коммуникацию", а не на фактическую поминутную тарификацию.
"Относительно посекундной тарификации. Важно понимать, что дело было возбуждено по Закону "О защите от недобросовестной конкуренции". Мы признали нарушения в способе коммуникации — то есть в адекватности информирования потребителей. Если оператор просто говорит, что тарификация "посекундная", то это значит, что абонент имеет право надеяться, что если он выговорит
20 сек, то заплатит 20 коп (условно, если минута стоит 60 коп), — комментирует для ZN.UA Мария Процишин. — Сейчас они уже не говорят, что "тарификация посекундная".
Сейчас они говорят, что у них в первую секунду снимается стоимость минуты, то есть фактически поминутная тарификация. Неправду — "посекундная тарификация" — не пишут. Мы не можем им указывать, как писать. Можем только штрафовать за откровенные нарушения".
Операторы уверены в своей правоте, что они могут брать плату и за минуту. "В точности с требованиями законодательства, тарифицируется соответствующая единица длительности услуги. Информация о порядке тарификации сообщается абонентам во всех каналах коммуникаций, в том числе — на официальном сайте компании и рекламных материалах, в доступной и понятной форме", — прокомментировали ситуацию с посекундной тарификацией в "Київстар".
Абонплата или пакет
Еще мобильные операторы манипулируют понятием абонентской платы. Им очень хочется говорить, что пользователи не платят абонплату как таковую, а расходуют пакеты услуг, и за них платят деньги. Хотя каждый здравомыслящий может вполне логично рассудить, что эти понятия в данном случае являются практически синонимами или дополняют друг друга. Как говорится, что в лоб, что по лбу. Пакет подразумевает определенный набор услуг, за который и надо платить ту самую абонплату. Но, конечно, бывают дополнительные наборы услуг, за которые опять-таки взимается дополнительная плата.
А вот что объясняют по этому поводу мобильные операторы.
"В соответствии с Законом "О телекоммуникациях", "абонентная плата — это фиксированный платеж, который может устанавливать оператор телекоммуникаций для абонента за доступ на постоянной основе к своей телекоммуникационной сети независимо от факта получения услуг". То есть, заплатив абонентную плату, абонент получает лишь доступ к телекоммуникационной сети (например, возможность получать звонки, сообщения и т.п.), а не сами телекоммуникационные услуги. Обычно, после уплаты абонентной платы, абоненту необходимо дополнительно вносить средства, чтобы осуществить звонки, получить доступ к сети Интернет и т.д.
В то же время, пакет услуг — это определенный объем определенных оператором телекоммуникационных услуг абоненту для пользования на определенный период при условии уплаты таким абонентом его стоимости. То есть, оплачивая стоимость пакета услуг, в отличие от абонплаты абонент сразу получает определенный объем телекоммуникационных услуг, который может быть использован в течение определенного периода без дополнительной уплаты денежных средств", — прокомментировали в lifecell.
"Тарификация звонков осуществляется в соответствии с требованиями Закона "О телекоммуникациях" и "Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг". "Київстар" предоставляет клиентам различные опции для выбора тарифных предложений. В большинстве тарифных планов "Київстар" установлена фиксированная плата за пакеты услуг с неограниченным объемом трафика — звонки внутри сети, услуги передачи мобильных данных и др. Также есть тарифы, где учитывается длительность услуги", — ответили в "Київстар".
Антимонопольный против
Антимонопольный комитет рассматривает дело, касающееся использования мобильными операторами "Київстар", Vodafone и lifecell расчетного периода в 4 недели, который они установили в своих тарифных планах. Первые слушания по делу были разделены на два блока: нарушение ст. 15-1 (некорректная коммуникация) и ст. 1 (неправомерность установления 4-недельного расчетного периода) Закона "О защите от недобросовестной конкуренции". Об этом также сообщила уполномоченный АМКУ Мария Процишин.
"Опять же отмечу: моя позиция осталась неизменной. Я глубоко убеждена, что потребителю для того, чтобы иметь возможность сравнить цены и принять решение о более выгодном для него тарифном плане, нужно иметь единый расчетный период — месяц. Так же как стоимость за голосовую телефонию устанавливается в минуту (даже если тарифицируется посекундно), — отмечает сотрудница АМКУ. — На этом и базируются позиции законодательства, которым установлен расчетный период — месяц. Оператор может изменять тарифы, наполненность тарифного плана — перечень (пакет) услуг, срок их действия (не является расчетным периодом)".
По ее словам, на заседании ВР 12 апреля 2019 г. был объявлен депутатский запрос, в котором обращались как к АМКУ, так и в Кабмин с просьбой дополнительно проанализировать постановление КМУ №295 на предмет ликвидации любой правовой неопределенности, что дает возможность операторам мобильной связи апеллировать к понятиям "абонентная плата", "плата за пакет услуг" и устанавливать 4-недельный период тарификации.
Несмотря на то, что признаки нарушения в установлении 4-недельной тарификации, по мнению Марии Процишин, существуют, а также принимая во внимание первые импульсы по возвращению к месячной тарификации, АМКУ предоставит всем операторам мобильной связи обязательные для рассмотрения рекомендации (с четко установленным сроком для исполнения) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения. Финальное решение будет принимать АМКУ на своем заседании, которое, скорее всего, состоится в конце мая или начале июня.
А операторы вроде и не против, но...
Браво отрапортовали пока только в "Vodafone Украина": "Мы перешли на месячный срок тарификации еще до решения АМКУ. Так что вопрос в меньшей степени к нам. В условиях каждого тарифа указан срок действия и количество МБ, минут и других услуг, которые предоставляются в рамках пакета, а также условия тарификации".
Два других же игрока пытаются сохранить статус-кво.
"Телеком-операторы, в соответствии с законом "О телекоммуникациях", самостоятельно устанавливают тарифы на свои услуги. Поэтому мы рассчитываем на объективное рассмотрение этого вопроса АМКУ, в соответствии с теми правами, которые предоставляет телеком-операторам действующее законодательство. Мы не видим законодательных причин для изменения действующих тарифов. Кроме того, мы никоим образом не ограничиваем абонентов в выборе пакетов услуг, которые наиболее удовлетворяют их запросы. Для абонентов предоплаченной формы обслуживания есть пакеты услуг с оплатой за 1 день/28 дней/месяц. Для клиентов, которые обслуживаются по письменному договору, предусмотрена плата за пакет услуг с отчетным периодом в календарный месяц", — ответили в "Київстар".
"Согласно нормам Закона "О телекоммуникациях" и Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг, оператор может самостоятельно устанавливать и предлагать на выбор потребителя тарифы на отдельные услуги и/или тарифные планы. Руководствуясь этим, ООО "Лайфселл" предлагает на выбор потребителя тарифные планы с различным периодом действия пакетов услуг. Например, среди наших тарифных планов есть тарифные планы с пакетами услуг, период действия которых составляет как один календарный месяц, так и 30 дней, 4 недели и тому подобное. Таким образом, абонент может выбрать наиболее удобный для него тарифный план в соответствии со своими потребностями".
Так что, право все-таки за абонентом? Не забывайте, что теперь можно и сменить оператора с сохранением номера.
#Киевстар #технологии #мобильная связь #Vodafone #lifecell