Кабинет министров Украины распоряжением от 27 декабря 2017 года № 1017-р одобрил Экспортную стратегию Украины («дорожную карту» стратегического развития торговли) на 2017-2021 годы. Конкретные положения этой Стратегии еще нарабатываются. Аграрный сектор, который уже занимает ключевую долю в экспорте, и стабильно наращивает ее, двигая развитие смежных отраслей, в том числе транспортной, сам является заложником логистики. Что с этим можно поделать?
Аграрный сектор – уже бесспорный лидер в украинской экономике и экспорте. По вашему мнению, какой следующий этап его развития?
АПК последние два-три года занимает в структуре экспорта около 45-46%. По результатам 2016-2017 годов около 30% валютных поступлений обеспечивает АПК. Отрасль стала глобальным лидером на ряде аграрных глобальных рынков. Украина в пятерке крупнейших поставщиков в Евросоюз благодаря поставкам продуктов питания, в одной компании с Бразилией, Аргентиной, США и Китаем. Мы среди главных сырьевых игроков в мире.
Если взять последние 20 лет с 1993 по 2013 год, потребление продуктов питания в мире в энергетическом эквиваленте выросло на 10%. Для аграриев это сигнал: нужно производить больше качественной аграрной продукции и перерабатывать ее и экспортировать на внешние рынки. В принципе Украина в этом направлении движется.
Вы согласны с тем, что логистика — слабое место и стоппер развития аграрной отрасли?
Основные объемы перевозок продукции АПК Украины осуществляет железнодорожный транспорт. По моим оценкам, это около 70%, особенно при поставках на экспорт. Остальные 30% делят автомобильный и водный транспорт. В южных регионах Украины все стягивается в порты и это создает очереди.
Железнодорожный транспорт остается преобладающим. А мировая практика показывает, что где-то 90-92% всего мирового товарооборота осуществляется морским и океаническим транспортом. Незначительная доля — железной дороги, еще меньше — автомобильный транспорт, и совсем маленькая часть обеспечивается авиационными перевозками.
Вы верите, что речной транспорт способен разгрузить железнодорожную инфраструктуру?
Восстановление речного транспорта в АПК осуществляется только одной частной компанией — «Нибулон». Они рискнули и вкладывают. Строят свои грузовые корабли, свои тягачи, свои баржи, дноуглубительные работы делают. Но в целом по Украине речной товарооборот сократился, на некоторых участках мы потеряли трафик, например на Дунае. Мы перегрузили автомобильные дороги, потому реки не работают, а когда ввели ограничения на автоперевозки — перегрузили железную дорогу. Поэтому речное направление обязательно нужно развивать. Желательно, чтобы это было в формате государственно-частного партнерства.
По вашему мнению, за счет чего аграрии могут уменьшить расходы на логистическую составляющую?
За счет оптимизации этой логистической составляющей. Нам нужно убрать барьеры, которые не создают добавленную стоимость, а, наоборот, создают «бутылочное горлышко» на этом пути: различное оформление, разная сертификация. Мы теряем товаропоток, перевалку и товарооборот за счет того, что у нас неадекватные тарифы в точках концентрации логистических систем: в портах, в железнодорожных станциях, которые стыкуются с портами. Поэтому нужно совершенствовать саму организационную составляющую работы.
В чем сложность аграрного экспорта? Это сезонная работа. Вагон-зерновоз не универсален, он используется только для зерна. Равномерная интенсивность использования не будет никогда достигнута. И окупаемость вложения в такой вагон будет отличаться по сравнению с многоцелевым. Но все равно такие вложения нужно делать с учетом того, что у нас 45% всеукраинского экспорта — это аграрная продукция. Из нее 70% — это зерновые.
А вы согласны с тем, что необходимо демонополизация рынка железнодорожных перевозок?
Да. По этому пути пошел весь мир. Там, где монополия, там всегда высокая цена и низкое качество. В экономике все очень просто.
#Агрорынок #экспорт #Укрзализныця #логистика