На прошлой неделе в Национальном банке Украины (НБУ) впервые публично озвучили пожелание Кабинету министров Украины перевести в гривну акцизы, которые номинированы в иностранной валюте. В Нацбанке считают, что это позволит уменьшить валютные риски для бюджета. «Мы сейчас общаемся с Министерством экономики, чтобы доходы бюджета меньше зависели от валютного курса. Вот тарифы на акцизы, которые номинированы в евро, по нашему мнению, лучше их номинировать в гривне», — сказал замглавы НБУ Олег Чурий после встречи с представителями Европейской Бизнес Ассоциации, добавив, что Министерство экономики рассматривает этот вопрос.
В первую очередь, эта инициатива может коснуться акцизов на светлые нефтепродукты (бензин и дизельное топливо), которые в Налоговом кодексе Украины установлены в евро.
Мы решили разобраться как это событие, если оно произойдет, может отразиться не только на госбюджете, но и на стоимости бензина и дизтоплива в украинских сетях АЗС.
Системный вопрос
В Министерстве развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины и в Министерстве финансов Украины к моменту публикации статьи не смогли ответить на запросы. Поэтому мы сосредоточились на общении с отраслевыми экспертами и участниками розничного рынка светлых нефтепродуктов.
Существенная часть розничной стоимости светлых нефтепродуктов, которые продаются на легальных автозаправочных станциях (АЗС), формируется налогами, а не только стоимостью нефти и ее переработки.
В Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ) напоминают, что ставка акциза для бензинов составляет — 213,5 евро за 1000 литров, для ДТ — 139,5 евро за 1000 литров, для сжиженных углеводородных газов (СУГ) — 52 евро за 1000 литров. В НАУ подсчитали, что при курсе НБУ 26,59 грн за 1 евро, размер акциза в среднерыночной цене литра топлива составит:
Бензин (26,51 грн./литр) — 5,7 грн или 21,5% от цены топлива
ДТ (25,97 грн./литр) — 3,7 грн или 14,2%;
СУГ (11,69 грн./литр) — 1,38 грн или 11,8%.
Леонид Косянчук, генеральный директор ТД «СанОйл», добавляет, что доля всех налогов (акциз+НДС) в розничной цене бензинов составляет 48%, для дизельного топлива (ДТ) этот показатель сегодня равен 41%.
В целом, стоимость топлива в розничных сетях приблизительно на 90% зависит от колебаний курса валют. Ведь существенная часть светлых нефтепродуктов импортируется в Украину, а отечественные производители привязывают свои отпускные цены к импортному паритету.
Как импортеры светлых нефтепродуктов, так и отечественные производители уплачивают акциз в бюджет авансом. В НАУ уточняют, что курс евро для расчета суммы акциза национальным производителем используется тот, что установлен НБУ на первое число квартала, в котором реализуется топливо. При импорте используется курс евро на дату таможенного оформления топлива.
Но эти расходы в итоге закладывают в стоимость товара для конечного потребителя. То есть его оплачивают все водители Украины, а также промышленные потребители.
Какие проблемы приносит исчисление акциза в евро
Главная проблема имеющегося сейчас подхода налогообложении топлива — резкие колебания курса национальной валюты. Это ведет к высокой зависимости розничных цен от курса национальной валюты по отношению к евро и доллару США.
«В Украине курс валют нестабильный. В случае, когда гривна укрепляется, компании соответственно больше платят сумму за акциз, которая, в результате, ложится на плечи конечного потребителя. Таким образом, весь топливный ритейл ощущает негативное влияние курсовой разницы при уплате акциза», — пояснили пресс-служба сети АЗК WOG.
В пресс-службе Wexler Group (занимается оптовой и розничной торговлей светлыми нефтепродуктами, управляет несколькими сетями АЗС) добавляют, что топливным компаниям сейчас приходится учитывать курсы нескольких валют при построении расчетов, так как большинство участников крупнооптового рынка светлых нефтепродуктов работают по контрактам с формульным ценообразованием. «Если будет меньше валютного влияния на розничную стоимость, тем комфортнее считать и прогнозировать», — уверены в Wexler Group.
Опрошенные участники рынка и эксперты позитивно восприняли идею исчисления акциза в национальной валюте.
«В целом предложение номинировать акциз на нефтепродукты в гривнях оцениваем позитивно. Поскольку в случае курсовых колебаний он уже не будет влиять на розничную ценю, валютная составляющая в ней снизится», — говорит Васыль Дмытрив, маркетинг-директор сети ОККО.
Влияние курса валют останется, но будет уже не таким сильным.
«Фиксация акциза в гривне уменьшит валютную составляющую с 90% до примерно 60%. По сути валютным рискам будет подвержена только закупочная цена по импорту», — говорит Сергей Куюн, директор консалтинговой компании А-95.
Отразится ли изменение валюты на розничных ценах
Но приведет ли замена валюты в налоговом кодексе к каким-то изменениям, которые заметят водители, покупающие топливо на АЗС?
Чтобы ответить на этот вопрос, Леонид Косянчук предлагает разобраться в том, как формируется входящая цена топлива. Механизм одинаковый, как для импортного, так и украинского топлива. Так как отечественный производитель формирует свои цены по импортному паритету.
«Контрактная цена в долларах США множится на курс грн/$, затем берем ставку акциза (213,5 евро/1000л — для бензина или 139,5 евро/1000л — для ДТ) и умножаем на курс грн/евро. Складываем эти два значения и добавляем на эту сумму НДС. Получаем входную цену в гривне. Остальные таможенные процедуры и платежи опускаем — они не соизмеримы. Так вот, при неизменной контрактной цене, увеличении курса на 1 грн к доллару (ну, и к евро соответственно), создаются предпосылки для подорожания в рознице: по бензинам (+0,92 грн/л) и по ДТ (+0,77 грн/л)», — поясняет Леонид Косянчук. Согласно его расчетам, если акциз будет измеряться в грн/1000 л, то эти цифры будут соответственно + 0,53 грн/л и +0,52 грн/л. Следовательно, розничная цена будет расти не так быстро в случае девальвации нацвалюты.
А при стабильном курсе валют доля налогов в структуре стоимости бензинов и ДТ практически не изменится.
Более того, если бы подобные изменения ввели до 2019 года, то акциз, номинированный в гривне, принес бы больше доходов госбюджету. Ведь в прошлом году национальная валюта рекордно укрепилась по отношению к американскому доллару и евро.
Примечательно, что инициатива была озвучена на фоне борьбы с нелегальными АЗС. Но все опрошенные участники рынка считают, что это не связанные между собой процессы. Ведь нелегалы практически не платят акцизы в другие налоги.
«Это нельзя связывать с нелегальным топливным рынком. Хотя, если стоит вопрос наполнения бюджета, то нелегальный рынок лучше брать под контроль государства… По сообщению СБУ, только за два года сумма неуплаченных государству налогов превысила 10 млрд. гривен», — напомнили в WOG.
#Первая полоса #Нефть и газ