Украинский рынок нефтепродуктов может столкнуться с острым дефицитом в случае, если крупнейшие поставщики – Беларусь и РФ – запретят ввоз своей продукции в нашу страну.
По данным Консалтинговой группы "А-95", в 2021 году совместно на Беларусь и Россию пришлось почти 5 млн т, или 62% всего украинского рынка дизельного горючего.
По итогам прошлого года Беларусь заняла 44% (998,5 тыс. т) рынка бензина, 22% (81,4 тыс. т) авиационного горючего и 15% (289 тыс. т) рынка сжиженного газа.
Готова ли Украина к прекращению поставок
В Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ) в комментарии редакции отметили, что "Украина является импортозависимым государством", и напомнили, что с 7 февраля власти Беларуси ввели запрет на железнодорожный транзит нефтепродуктов из Литвы, который является одним из поставщиков горючего в Украину.
Однако объемы поставок автопродуктов из Литвы не являются критическими и будут замещены из других стран, убеждены в ассоциации.
Что касается сценария, при котором произойдет резкое и полное прекращение поставок горючего из Беларуси и РФ, то это может повлечь за собой временный острый дефицит топлива в Украине. Ведь на замену стран-поставщиков и разработку новых логистических маршрутов потребуется определенное время.
Во избежание кризиса на топливном рынке необходимо создать в стране минимальные запасы сырой нефти и нефтепродуктов из бюджетных средств.
"Во многих европейских странах уже сформированы 90-дневные запасы нефти и нефтепродуктов, как это предусматривает Директива 2009/119/ЕС", – привели в пример Евросоюз в НАУ. Такие запасы позволят избежать топливного коллапса в период поиска альтернативных источников поставок.
В ассоциации отметили, что Украина является премиальным рынком нефтепродуктов для Беларуси. "Соответственно, с точки зрения экономической целесообразности, прекращение поставок нефтепродуктов в Украину в первую очередь вредно для самой Беларуси. Поэтому надеемся, что поставки нефтепродуктов будут продолжаться", – выразили надежду в НАУ.
Директор департамента стратегического маркетинга и инноваций "БРСМ-Нафта" Александр Мельничук заявил, что его компания готова к ситуации с прекращением поставок горючего через восточную границу Украины.
"Мы готовы, так как отработали неоднократную схему диверсификации поставок", – подчеркнул он, указав на альтернативные пути поставок. Например, морем – танкерными партиями, а также через западную и северную границы (Польша, Румыния, Белоруссия Латвия, Литва).
Но не все участники рынка настроены столь оптимистически. "Насколько мне известно, государство не делает никаких шагов по созданию резерва нефтепродуктов в ожидании худшего сценария. К сожалению", – посетовал в комментарии редакции гендиректор сети АЗС SunOil Леонид Косянчук.
Он предположил, что если РФ прекратит поставки горючего в Украину, то никакой катастрофы не будет. Но если еще и Беларусь прекратит, то тогда действительно будет коллапс.
"Заместить такой объем нефтепродуктов будет слишком сложно", – уверен он.
По его словам, наш рынок хорошо диверсифицирован, но у "Укрзализныци" очень ограниченные возможности в плане перевозок нефтепродуктов из портов Черного моря. Он раскритиковал "т.н. госрегулирование", заявив, что оно негативно влияет на ценообразование.
По мнению гендиректора SunOil, без этого "нововведения" средняя цена на топливо могла бы быть ниже примерно на 2,2 грн/л.
Если поставки топлива из РФ и Беларуси прекратятся, то к этому у Украины "нет никакой готовности", заявил совладелец сети KLO Игорь Чернявский.
"Через море мы весь рынок не вытянем, это невозможно", – подчеркнул Игорь Чернявский.
Для того, чтобы сделать запасы с целью хоть как-то подготовиться к возможному дефициту "нужны деньги, нефтебазы" и другая инфраструктура. Если по бензину и дизтопливу можно сделать кое-какие запасы на месяц-полтора, то по автогазу – максимум на десять дней.
"Нужно строить миллиардную инфраструктуру, чтобы запасы были", – отметил Игорь Чернявский.
Как могут измениться цены на топливо
На стоимость топлива для потребителя в Украине влияют цена на мировом рынке и курс валют – ведь акциз на топливо рассчитывается в евро, а закупочные цены на топливо формируются в долларах США, напомнили в НАУ.
Кроме этого, с мая прошлого года правительство ввело госрегулирование розничных цен на бензин А-95 и дизтопливо. На следующие 10 суток Минэкономики на базе данных НАК "Нафтогаз Украины" определяет среднюю стоимость 1 литра дизтоплива и бензина с учетом цен на мировых биржах и таможенных платежей.
К этой стоимости сети АЗС могут добавить торговую наценку, установленную правительством (не более 5 грн/л на бензин и 7 грн/л – на дизтопливо). За счет этой надбавки покрываются расходы на перевозку, хранение топлива, оплату труда, налогов и других расходов внутри страны.
"Таким образом, легальные игроки рынка в сетях АЗС будут отпускать бензин и дизтопливо (в случае его наличия) по ценам, устанавливаемым правительством", – спрогнозировали в НАУ.
По мнению Игоря Чернявского, госрегулирование сможет сдерживать цены до определенного рубежа, после которого просто исчезнут те виды топлива, на которые будут ограничения, и будут продаваться только те, на которые ограничений не будет.
"Никто ж в убыток себе торговать не будет", – убежден он. Поэтому вполне может случиться так, что на АЗС останутся только премиальные виды топлива, на которые не распространяется госрегулирование.
Совладелец сети KLO также напомнил, что каждые 10 дней формула цены пересчитывается в соответствии с курсом Нацбанка и мировыми ценами на нефть и нефтепродукты. По его словам, пока стоимость топлива в Украине растет на 1,5-2 грн за литр в неделю, то это дает возможность участникам рынка зарабатывать.
Другого мнения придерживается Александр Мельничук. "Что бы ни говорили разные псевдоэксперты, госрегулирование действительно эффективно и полностью на стороне потребителя. Поэтому изменение цен есть и будет под полным контролем государства и точно будет объективным", – убежден он.
#Первая полоса #Нефть и газ #бензин #Беларусь #нефтепродукты #нефть #дизельное топливо #цена на бензин